National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

Следы глобального вымирания нашли в камнях (им больше 2 млрд лет)

29 августа 2019
Острова Бельчер
Фото: Malcolm Hodgskiss / Stanford University
Большая часть организмов на планете погибла – и случилось это задолго до эры динозавров.

Изучив скальные породы с канадских островов Белчер в Гудзоновом заливе, учёные нашли вполне убедительные признаки массового вымирания микроорганизмов, населявших планету более 2 миллиардов лет назад. По оценкам исследователей, Земля потеряла три четверти видов флоры и фауны. Эти события куда древнее динозавров (расвет и закат их эпохи – это 243-66 млн лет до нашей эры).

2 млрд лет назад эволюция ещё не пришла к сложным формам жизни, а значит, в распоряжении исследователей нет окаменелостей (как в случае с останками динозавров). Выводы можно делать только по косвенным признакам вроде концентраций и принципов залегания минералов и химических соединений в пробах грунта.

Профессор Мальком Хогскис и коллеги обратили внимание на минерал под названием барит, который содержит сведения о кислороде в атмосфере. Так научники проследили изменения в химическом составе атмосферы. По их мению, резкий спад концентраций кислорода привёл к вымиранию нуждавшихся в нём простейших форм жизни примерно 2,05 миллиарда лет назад.

Этому предшествовал кислородный скачок: фотосинтез микроорганизмов и выветривание горных пород выделили в атмосферу огромные количества кислорода, а затем эти запасы начали стремительно уменьшаться, поскольку выделяющие кислород организмы исчерпали запас питательных веществ в океане. Эта ситуация отличается от стабильной атмосферы, которую мы знаем на Земле сегодня, где созданный и потребленный кислород уравновешиваются экосистемами.