National Geographic №194, ноябрь 2019

Фото: Parc Zoologique de Paris
Physarum_polycephalum_plasmodium.jpg
Physalum polycephalum
Фото: Wikimedia Commons
Это одноклеточное создание имеет 720 полов, питается без рта и передвигается без ног.

Парижский зоопарк покажет своим посетителям удивительный организм — слизевика, получившего название «blob» («капля», «сгусток»). Желтоватое одноклеточное существо выглядит как гриб, но ведет себя как животное (хотя по сути не является ни тем, ни другим).

Этот слизевик не имеет ни рта, ни желудка, ни глаз, но в то же время может обнаружить еду и переварить ее. У организма насчитывают 720 полов, что лишает его всяческих проблем с разможением. Двигается слизевик без ног или крыльев со скоростью до 1 см в час. Если его разрезать пополам — заживет за пару минут. «Слизь» практически бессмертна: опасность для нее представляют только свет или засуха, но и в этом случае она не умирает, а лишь впадает в спячку. При возвращении благоприятных условий организм снова пробуждается.

«Это живое существо, которое является загадкой природы. Мы точно знаем, что это не растение, но на самом деле не знаем, животное это или грибок. У него нет мозга, но он способен учиться: если вы объедините два сгустка, каждый передаст свои знания другому», – Бруно Давид (Bruno David), директор Парижского музея естественной истории.

Организм был назван в честь научно-фантастического фильма ужасов 1958 года, в котором инопланетная форма жизни, blob, поглощает все на своем пути.

В современной систематике организмов слизевики еще не классифицированы окончательно. В эту группу входит несколько видов неродственных эукариотов, которые могут свободно жить и как отдельные клетки, и как многоклеточные репродуктивные структуры. Известно более 900 видов слизевиков, встречающихся по всему миру. Они могут иметь разные цвета, но самым распространенным является желтый, представленный группой организмов Physalum polycephalum.