National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Слоны боятся тигров даже в аудиозаписи

18 сентября 2013
/upload/iblock/220/2206ac6a33a6279aed31df5e19d78d62.jpg
Слоны приносят серьезные убытки индийским фермерам: они не только съедают урожай, но и вытаптывают его. Автор фото: Carlos Castillo.
Одна из повседневных проблем жителей Индии – визиты слонов на сельскохозяйственные угодья. В результате фермеры остаются без урожая, а иногда голодные слоны даже затаптывают защитников огородов. Ученые нашли безболезненный выход из этой ситуации.
Набеги слонов на поля – настоящая проблема для индийских фермеров. Эти крупные животные часть урожая съедают, а другую часть вытаптывают. Для того чтобы отпугнуть слонов, крестьяне используют петарды, бьют в барабаны, устанавливают электрические изгороди. Тем не менее, ежегодно от встреч со слонами в Индии гибнет до 200 человек. Один из фермеров рассказал о своем опыте отпугивания слонов с помощью аудиозаписи рычания хищников. Ученых заинтересовало это сообщение, и они провели серию опытов. Результат исследования опубликован в журнале Biology Letters. Эксперимент проводила международная группа ученых из США, Великобритании и Индии. В их задачу входило изучение оборонительного поведения слонов в ночное время. Вдоль тропинок, где ходят слоны, были установлены инфракрасные датчики, а также аудио- и видеооборудование. После того, как животные проходили сквозь инфракрасные лучи, им воспроизводилось заранее записанное в индийском зоопарке рычание раздраженных тигров или леопардов. За период с августа по февраль 2011 года в трех разных местах ученые засняли 26 попыток слонов пройти к полям. Биологи отметили, что слоны, услышав рычание тигра, молча устремлялись прочь. На звуки, издаваемые леопардом, реакция была иная: слоны начинали трубить и кружиться по местности, но в конечном счете тоже сворачивали с пути и возвращались назад. По словам ученых, обычно в дикой природе хищные представители семейства кошачьих на слонов не нападают, хотя их жертвами могут стать слонята или слабые больные особи. Тем не менее, слоны ощущают исходящую от хищника опасность и предпочитают менять свой путь при встрече с ним. Вместе с тем, биологи полагают, что простое воспроизведение рычания тигра крестьянам не поможет: слоны способны привыкнуть к тому, что один и тот же звук раздается в одном и том же месте, и в этом случае они перестанут воспринимать его как угрозу. Фермерам ученые рекомендуют разнообразить аудиозаписи голосов хищников, а также устанавливать их в разных местах относительно их полей с урожаем.