Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
Слоны сопереживают друг другу, как люди
21 февраля 2014
/upload/iblock/ceb/cebdf41a12ab8dc7383580bd360e22ea.jpg
Автор фото: Robbie Dale.
/upload/iblock/e9b/e9b9f5c23ec3a1fdebf98f95264594e6.jpg
Автор фото: mcamcamca.
Изучая поведение слонов, ученые обнаружили у них способность сопереживать и поддерживать друг друга. Научную работу провела международная группа из нескольких университетов Таиланда и США.
В течение целого года ежедневно исследователи отсматривали от 30 до 180 минут видеозаписей, фиксировавших самые разные моменты жизни 26 слонов, обитающих в природном парке на территории Таиланда. Когда возникали стрессовые ситуации – лай собаки, змеиный шорох в траве, появление потенциально опасного животного – заметившие это слоны демонстрировали явные сигналы бедствия: поднимали уши и хвост, издавая при этом низкочастотное урчание и трубный рев. Остальные особи тут же реагировали на эти сигналы: они приближались к своему обеспокоенному сородичу, дотрагиваясь до него хоботом и издавая высокие «чирикающие» звуки. Один из исследователей, Джошуа Плотник из тайского университета Mahidol, проводит параллель с просмотром «страшных» моментов в фильмах: сердцебиение у людей учащается, и они нередко берут друг друга за руку в качестве поддержки. Слоны делают то же самое, уверены ученые. В их распоряжении – записи более чем 80 стрессовых ситуаций, снятых за год, и во всех случаях слоны «поддерживали» друг друга. При этом были тщательно проанализированы и исключены остальные факторы: погода, время суток, условия местности и так далее. Результаты исследования важны для общего понимания модели поведения слонов. В Азии эти животные нередко являются причиной гибели людей, и изучение стрессовых ситуаций и реакции слонов на них является первостепенной практической задачей.