Природа

Смертники среди насекомых

Софья Демьянец
20 августа 2018
В колониях некоторых муравьев и термитов есть особи-смертники.

Некоторые рабочие муравьи Camponotus cylindricus, обитающие на острове Борнео, готовы буквально взорваться изнутри ради спасения королевы. Если муравей этого вида заметит на своей территории чужака, то немедленно вцепится в его конечность своими челюстями, а затем взорвет себя, выплеснув на противника липкую желтую жидкость.

Эта жидкость состоит из различных раздражающих химических веществ и способна намертво приклеить труп Camponotus cylindricus к неприятелю. Она находится в специальных емкостях, которые занимают почти половину тела муравья. Чтобы взорваться, насекомое сжимает свое брюшко настолько сильно, что жидкость разрывает заднюю часть тела муравья и выплескивается наружу.

По мнению исследователей, такая жидкость появляется благодаря микробам, которые помогают муравьям переваривать пищу, а также веществам, содержащимся в некоторых грибах, которыми питаются Camponotus cylindricus.

Особи-смертники есть и среди термитов Neocapritermes taracua, которые подобным же образом защищают свою колонию от врагов. Если рядом с термитником появляются чужаки, старые самки Neocapritermes taracua атакуют их. Сначала в ход идут челюсти, но если враг не отступает, то самки термитов используют секретное оружие. На стыке груди и брюшка у всех самок-рабочих к старости появляются два резервуара с голубоватым веществом – кристаллическим белком. А под ними находятся слюнные железы, которые, когда необходимо, вступают в химическую реакцию с белком. В результате этого термит взрывается и обрызгивает токсической жидкостью врага, который вскоре погибает.

Черная вдова: чем живет один из самых опасных пауков на свете