National Geographic №195, декабрь 2019

Сон огня. Рассказ про Кроноцкий заповедник на Камчатке

Текст: Дэвид Куаммен Фотографии: Майкл Мелфорд
12 июля 2011
/upload/iblock/342/34295bc519a9fb2c224c27c5b116e5d9.jpg
Кроноцкая Сопка высотой 3521 метр окружена горными пиками, тундрой, болотами и лесами одноименного заповедника, раскинувшегося на Камчатке. На Дальнем Востоке земля продолжает вздыматься под действием древних сил, когда-то создавших полуостров.
/upload/iblock/116/1166e1644ad33770972f7c26cf32cd05.jpg
Летним вечером жара спадает, и лучи заката скользят по кальдере Узона, крася тундру в разные цвета и высвечивая разбросанные на равнине озера. Туристы попадают в эту котловину и Долину гейзеров по нескольким тщательно разработанным маршрутам.
/upload/iblock/8b9/8b9e9f7b9e4c9689b9f8daa6707fe0a7.jpg
Легкая птичка и тяжелый неуклюжий бурый медведь оставили следы в грязевом грунте близ горячего источника. Вес бурых медведей, крупнейших представителей своего семейства, может достигать 600 килограммов. В заповеднике этих животных более семисот.
/upload/iblock/e67/e67621199210c1b715937019e35de5dc.jpg
Сентябрьский холодок предупреждает о скорой зиме, и бурый медведь, торопясь нагулять жирок к спячке, отправляется собирать ягоды на голубичную поляну, осенью приобретающую красноватый оттенок.
/upload/iblock/5be/5be9efabe1df3890fee56e39c9d79b17.jpg
Ветры, гуляющие над снежной вершиной Кроноцкой Сопки, сформировали эти необычные многоуровневые облака, рдеющие на закате дня. Кроноцкая Сопка, один из самых совершенных геологических конусов в мире, последний раз извергалась в 1923 году.
/upload/iblock/b17/b17190364179fc6f3028e9b64f4c4ac9.jpg
В грязевом котле Узона бурлящая жидкая смесь вулканической земли и перегретой воды создает причудливые, постоянно меняющиеся узоры. В кальдере шириной 13 километров кипят, шипят и свистят почти 500 геотермальных источников, среди которых есть горячие ключи и паровые скважины.
/upload/iblock/c37/c3780fb0a0986b2412bfde3f96d60533.jpg
Дымящийся грязевой котел в кальдере Узона окружен по-осеннему ярким папоротником, чьи листья часто страдают от случайных обжигающих брызг. Но от горячего котла есть и польза: весной папоротник начинает зеленеть очень рано, так как жар источника быстро растапливает снег.
/upload/iblock/96f/96f8791c5146eb735399078113678443.jpg
Осенняя гроза, покидая Кроноцкую Сопку, направляется к тундре. Эти огромные поля из пушистых трав, красной толокнянки и зеленой вороники привлекают оленей, охочих до ягод медведей и тысячи куликов, слетающихся, чтобы дочиста обобрать кусты.
/upload/iblock/9cb/9cb054f806002469cf5344111cb903d4.jpg
Над пейзажем, грандиозностью навевающем мысли о рождении Земли, занимается новый день. Скоро солнце ярко осветит бурлящий пар у подножия горы Зубчатая, получившей название за зигзагообразную форму своего хребта. Эта красота бесподобна – и так уязвима.
/upload/iblock/fcd/fcd864f596470fbef85d9d69a7056462.jpg
Пробираясь к излюбленным местам ловли лосося, медведи годами протаптывали тропинку вдоль реки.
Фото: Майкл Мелфорд
Под мирными ландшафтами камчатского заповедника дремлют могучие древние силы. Их пробуждение грозит катастрофой.
В иные места нашей планеты очень трудно попасть, да и надо ли? Ведь они столь же красивы, сколь и опасны. Если вы оказались здесь – вам крупно повезло. Очень немногие счастливчики могут похвастаться тем, что побывали в омываемом волнами Тихого океана Кроноцком заповеднике на Камчатке. На посещение заповедника трудно получить разрешение, но еще труднее – физически сюда добраться. Единственный транспорт, на котором это можно сделать, – военные вертолеты Ми-8. Эти отчаянно ревущие машины взлетают с аэродрома, расположенного в 34 километрах от Петропавловска-Камчатского. Сидя возле иллюминатора в шатком кресле набирающего высоту Ми-8, я вспомнил детство, вновь почувствовав себя в переполненном школьном автобусе. Только на крыше моего нынешнего «автобуса», судя по шуму, работала лесопилка.
Кроноцкий заповедник – это 1,1 миллиона гектаров удивительной, уникальной смеси горящей, бушующей геологии и мирной биологии.
Трясясь в вертолете, я пытаюсь разглядеть с высоты гейзеры и вулканы. И одновременно стараюсь представить себе всю территорию заповедника – 1,1 миллиона гектаров удивительной, уникальной смеси горящей, бушующей геологии и мирной биологии. Здесь вулканические горы, горячие источники, серные озера и дымящиеся гейзеры перемежаются лесами, тундрой и речными долинами. Но что самое интересное – и растения, и животные этих мест прекрасно приспособились к необычным условиям «горячего» заповедника. Среди зарослей кедрового стланика, выискивая съедобные орехи, здесь бродят около 700 бурых медведей – крупнейшая в России охраняемая дикая популяция. На месте исчезнувших плейстоценовых ледников растут грациозные реликтовые сахалинские пихты. Океанский берег облюбовали для своих лежбищ тюлени сивучи, в Кроноцком озере водится множество красной нерки, реки полны радужной форели. Живут в заповеднике орлы, кречеты, росомахи, соболи, горностаи, горные бараны, рыси, дикие северные олени и многие другие животные и птицы. Когда туристы летят над заповедником, некоторым из них удается высмотреть в тундре бурых медведей. Пилоты в таких случаях немного спускаются, чтобы можно было лучше рассмотреть животных, которые резво начинают удирать от снижающейся машины.

Татьянин первенец. Одно из мест, где мы можем приземлиться, – знаменитая Долина гейзеров. Когда-то сюда добирались лишь на собачьих упряжках – тогда, когда местные гейзеры впервые были обнаружены учеными. Холодной весной 1941-го гидролог Татьяна Устинова с проводником исследовали на собачьих упряжках верховья реки Шумная. Остановившись у места слияния притоков, они случайно заметили столб пара, поднимавшийся на некотором расстоянии от берега. Однако голодные собаки и неотложные дела заставили продолжить путь, и в тот раз Устинова не смогла рассмотреть ничего более существенного. Несколькими месяцами позже Татьяна вернулась, чтобы исследовать увиденный феномен. Ученая обнаружила целый геотермальный комплекс, объединявший около четырех десятков гейзеров. Тот гейзер, что заметила первым, она так и назвала – Первенцем. Приток, по которому поднималась Устинова, теперь именуется рекой Гейзерной. Над одной из ее излучин есть склон, названный Витражом за разноцветные осадки в расположенных на нем двадцати больших и малых гейзерных отверстиях. Долина гейзеров в Кроноцком заповеднике – одна из самых больших в мире территорий гейзеров, наряду с Йеллоустонским парком в США, полем гейзеров Эль-Татио в Чили и Вайотапу на Северном острове Новой Зеландии.

Жизнь на стыке. Гейзеры – источники, выбрасывающие на поверхность горячую воду и пар, – обычно ассоциируются с вулканической деятельностью. Это в полной мере относится и к Кроноцкому заповеднику. Камчатка в целом – «дымящаяся» территория, буквально испещренная вулканами. Причина этого в том, что полуостров образовался на стыке Тихоокеанской и Евразийской тектонических плит. Именно на таких стыках обычно возникают цепи вулканов и дымящиеся долины. Примерно два десятка из камчатских вулканов, включая неактивные, находятся на территории заповедника или вблизи его границ. Самый высокий из них – Кроноцкая Сопка. Это конус совершенной формы, высотой три с половиной тысячи метров. Немного юго-западнее, за рекой Кроноцкой, расположен брат-близнец сопки, вулкан Крашенинникова. Он был назван так в честь отважного путешественника и натуралиста Степана Петровича Крашенинникова, исследовавшего Камчатку в начале XVIII века. Еще дальше к юго-западу находится то, что когда-то, около 40 тысяч лет назад, было самым грандиозным вулканом из всей этой компании. Однако сегодня вы не обнаружите здесь конуса – вместо него вы увидите широкую низкую чашу около 13 километров в диаметре, изобилующую горячими источниками, серными озерами и фумаролами – трещинами, из которых с шумом выходит горячий газ. Дымящаяся чаша заросла вполне обыденной тундрой, полной голубики и вереска, березовыми рощами и стелющимися ветвистыми кустами кедрового стланика.

Вероятно, около 40 тысяч лет назад стоявший здесь гигантский вулкан был разрушен серией грандиозных извержений, и вместо его конуса возникла чаша, по своим границам обрамленная хребтом. Такие чаши, образовавшиеся на месте вулканов, называют кальдерами. Кальдеру Кроноцкого заповедника именуют кальдера Узон, или кальдера вулкана Узон, – в честь героя местных корякских легенд духа Узона. Интересно, что еще задолго до прихода сюда геологов местные жители знали, что их кальдера возникла из вулкана (что, напомним, случилось как минимум 40 тысяч лет назад). Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно послушать корякские легенды.

Роковая любовь Узона. Добрый дух Узон был другом людей. Он усмирял трясущуюся землю, утихомиривал перманентные извержения здешних вулканов и делал еще много всего хорошего и полезного. Вот только жил Узон в полном одиночестве: ему приходилось таиться на вершине горы от злых духов, которые могли пробраться к нему и разрушить его дом. Но Узон хорошо спрятал свое жилище, и все, казалось, шло прекрасно. Трагедия, как это водится, началась с того, что добрый Узон влюбился. Прекрасная девушка по имени Наюн была простой смертной, но глаза ее походили на звезды, губы – на ягодки клюквы, а темные и густые брови – на двух соболей. Она тоже полюбила Узона, и забрал он красавицу Наюн к себе на гору. Все бы ничего – да после нескольких лет семейного счастья и уединения Наюн начала скучать по своей семье. Стала тогда Наюн спрашивать супруга: «Нельзя ли как-нибудь пригласить родных в гости?» И Узон, чтобы порадовать любимую, совершил безрассудный поступок: мощными руками он раздвинул горы и создал дорогу. К нему пришли одержимые любопытством люди – а вскоре все, включая злых духов, узнали про тайное убежище Узона. «И тогда Земля с ужасающим грохотом провалилась, увлекая за собой огромную гору», – так гласит одна из версий этого мифа. Не напоминает ли это легендарное описание реальное разрушение вулкана, превращающегося в кальдеру? «Сказка ложь, да в ней намек...» А могучий Узон с той поры стал камнем. Камень этот можно видеть и по сей день: горный пик на северо-западе как бы склонил голову и обхватил руками кальдеру, образуя вокруг нее холмистую кромку.

За кем следят ученые. Вопреки легендам о создавшем дорогу Узоне, сегодня в Кроноцком заповеднике дорог нет и в помине. Нет тут и условий для ночевки, поэтому визит в заповедник представляет собой однодневное путешествие часов на пять, при этом весьма недешевое – 700 долларов. Рядовым жителям Петропавловска оно не по карману. Обычно сюда приезжают богатые русские, любители экзотики из Европы и редкие американцы – всего около 3000 человек в год. Вертолеты с туристами садятся лишь на специальных взлетно-посадочных площадках в Долине гейзеров либо в кальдере Узона.
3 июня 2007 года сель уничтожил тридцатиметровый водопад, перегородил реку Гейзерную и похоронил под новообразовавшимся озером большую часть Долины гейзеров.
Кроноцкий, один из старейших российских заповедников, получил этот статус в середине 30-х годов прошлого века. А до этого с 1882 года был соболиным заказником, организованным по просьбе местных жителей, охотников и звероловов, ценивших окружающие озеро Кроноцкое леса как среду обитания соболя. Сегодня администрация Кроноцкого заповедника и работающие здесь ученые утверждают, что даже весьма скромный здешний туризм имеет нежелательные последствия. В начале и конце каждого летнего сезона исследователи ищут вещественные доказательства ущерба от посещений, и их доклады учитывают, когда принимают решения о датах и ограничении посещений в следующем сезоне.

Гибель первенца. Пробиваясь сквозь многочисленные административные препоны, туристы было и позабыли, сколь опасное это место – полный вулканов заповедник на стыке плит, под грунтом которого постоянно бушуют тектонические силы. Вспомнил об этом весь мир 3 июня 2007 года. В тот день массивная стена из скальных пород, грязи и глины оторвалась от высокого хребта, и сель со страшным грохотом обрушился в небольшую речную долину. При сходе грязекаменный поток уничтожил тридцатиметровый водопад, перегородил реку Гейзерную и похоронил под новообразовавшимся озером большую часть Долины гейзеров – и все это за несколько секунд. Гейзер Первенец, найденный Устиновой в далеком 1941-м, исчез с лица земли, как и некоторые другие знаменитые источники. Но многие феномены сумели пережить катастрофу. Разноцветный склон Витраж с множеством гейзеров, например, остался цел и невредим. После катастрофы международную прессу наводнили панические репортажи, туристические поездки были отменены, в ученом мире сразу начались споры о том, что же произошло – трагедия или просто захватывающая игра сил природы.

«Мы, ученые, считаем, что нам повезло оказаться свидетелями такого события, – говорит Александр Петрович Никаноров, исследователь, с которым мне удалось побеседовать в дирекции заповедника около Петропавловска. – Жизнь коротка, а все же довелось увидеть такое». В момент той катастрофы людям, находившимся в заповеднике, – служащие, несколько иностранцев и группа школьников на экскурсии – к счастью, крупно повезло, они не пострадали. Но так ли благополучно могут обернуться будущие сюрпризы этой горячей земли?