National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

Сотни тысяч цикад в США готовы выползти из-под земли

21 марта 2016
/upload/iblock/607/607822c8d773eca5aec434a6afa2dee6.jpg
/upload/iblock/2e4/2e4b36d73dd6eb22da361912d507e95b.jpg
/upload/iblock/d17/d179c1caa7441ebcec94ebc95392dea2.jpg
Фото: Jay Sturner/Flickr.com
Цикады, имеющие 13- или 17-летние жизненные циклы, называются периодическими (Magicicada). В этом году наступает время 17-летних цикад: вскоре они массово выползут из-под земли на востоке Северной Америки.
Периодические цикады имеют уникальный пример длительного жизненного цикла. С длиной тела до 3 см, эти насекомые несколько меньше по размеру обычных цикад, развитие которых длится около года. Периодические цикады – черные, с красными глазами и желтыми или оранжевыми полосами на нижней стороне; их крылья прозрачные, с оранжевыми жилками. Они также известны под названием «семнадцатилетняя саранча», но эволюционно с саранчой не связаны. Личинки периодических цикад живут под землей, на глубине от 30 см и более, питаясь соками корней растений. Там, оставаясь неподвижными, они проходят через пять стадий развития, в итоге превращаясь в нимф на 13-м или 17-м году своей жизни. Прорыв туннели, нимфы появляются на поверхности земли в темное время суток, когда почва прогревается до 17 °C. Они влезают на ближайшие растения, чтобы завершить свое превращение во взрослых цикад. Там они проводят около шести дней, укрепляя свой экзоскелет. Затем наступает брачный период, и после спаривания ослабевший самец умирает. Жизнь самок - несколько дольше: они делают от 6 до 20 V-образных разрезов в коре молодых прутьев, где откладывают до 600 яиц, и лишь затем прощаются с жизнью. Через 6-9 недель из яиц появляются новорожденные личинки, которые закапываются в землю, поселяются в норах и начинают новый 13- или 17-летний цикл. Таким образом, взрослые периодические цикады живут лишь несколько недель, и к середине июля полностью вымирают. Их недолговечность во взрослом состоянии объясняется одной целью их жизни: размножением. Летом 2016 года наступает время для нового брачного ритуала 17-летних цикад – потомства 1999 года. По данным Национальной ассоциации борьбы с вредителями (NPMA), насекомые появятся на юго-западе и юго-востоке Пенсильвании, в восточной части Огайо, на западе штата Мэриленд, на небольшой части северо-западной Вирджинии и в Западной Вирджинии. В разных областях их число может варьироваться: от тысяч до сотен тысяч особей на 0,5 гектара земли. Множество из них будет съедено птицами, пресмыкающимися и небольшими млекопитающими, но большинство все равно выживет и продолжит свой жизненный цикл. Для человека периодические цикады вреда не представляют; единственное ощутимое неудобство заключается в звуке, который они издают в сезон размножения. Самцы очень громко «поют» песни, привлекательные для самок, а те отвечают на вызовы самцов щелчками крыльев. Звуки «хора» — групп самцов — могут достигать 100 децибел. Садоводам также не рекомендуется высаживать молодые деревья и кусты непосредственно перед окрылением периодических цикад: молодые растения могут пострадать от массового питания насекомых и от повреждений, наносимых самкой во время откладывания яиц. Узнайте, откуда как у цикад развились способности к математике.