Журнал №192, сентябрь 2019

Сколько лет современным жукам

Наталья Иншакова
30 марта 2015
/upload/iblock/2e0/2e07e6d7601a78295762faa054870ca3.jpg
Новое исследование ученых из Колорадского университета объясняет, почему на Земле так много жуков.
Жуки – крупнейший отряд класса насекомых, а также самая многочисленная группа живых существ в целом. Их происхождение остается для палеонтологов загадкой: известно только, что они, скорее всего, появились около 284 миллионов лет назад в Пермском периоде. Команда американских ученых изучила множество окаменелостей из разных стран мира и пришла к выводу, что секрет многообразия жуков – их удивительная способность к выживанию. Для исследования ученые из Колорадского и Иллинойского университетов использовали окаменелости из музеев, а также описания палеонтологических находок со всего мира вплоть до начала XIX века. Результатом стал каталог 5553 древних видов жуков из 221 редкой локации. Тщательно проанализировав их генеалогию, исследователи выяснили, что большинство этих видов существуют по сей день. Многие из упомянутых образцов относятся к Пермскому периоду. По сравнению с моллюсками, кораллами и панцирными жуки обладают рекордно низким уровнем вымирания. Например, за всю историю эволюции не исчезло ни одно из семейств разноядных жуков, самого многочисленного их подотряда. По мнению профессора Дины Смит, ведущего автора исследования, это объясняется исключительными адаптационными способностями жуков. Они способны питаться чем угодно, от водорослей до мелких животных, приспосабливаются практически к любому климату и умеют очень быстро передвигаться. Кроме того, их развитие путем полного превращения (яйцо, личинка, куколка, взрослая особь) позволяет изобрести множество способов выживания. Очень немногие специалисты работают с окаменелостями жуков: считается, что они слишком хрупки и недостаточно информативны. Авторы исследования собираются исправить эту ситуацию и создать максимально полную электронную базу всех образцов из музейных коллекций США.