Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Совы довольно часто «разводятся»

05 мая 2014
/upload/iblock/2db/2db490a3c08bd5e23698bdb2b24487f2.jpg
Автор фото: Airwolfhound.
Совы всегда считались моногамными птицами. Однако швейцарские ученые установили, что почти в четверти случаев совы покидают своего партнера.
Ученые из университета Лозанны занимались исследованием брачного поведения сов-сипух (Tyto alba) на протяжении 24 лет. Эти птицы выводят потомство раз или два раза в год: в марте-июне и в июне-августе. Размер кладки напрямую зависит от изобилия корма, варьируясь от 2 до 14 яиц. Период инкубации составляет 29-34 дня; насиживает одна самка, а самец в этот период приносит ей еду. Ранее считалось, что совы – практически моногамные птицы: сложившаяся пара продолжает производить потомство на протяжении всей своей жизни. Случаи полигамии и полиандрии отмечались крайне редко. Однако результаты исследования швейцарских ученых расширили границы понимания брачного поведения сов. Среди 634 пар сипух, ставших объектами наблюдения, «разводы» происходили в 23,5% случаев. Преимущественно, отношения прекращались после года совместной жизни (только в одном случае – после шести лет); причиной являлось отсутствие птенцов. Молодые особи меняли семью чаще, чем совы в возрасте. Интересно, что поскольку совы ведут ночной образ жизни, установить, кто именно из партнеров бывал инициатором «развода», ученым не удалось. Тем не менее, они смогли проследить дальнейшую судьбу «разведенных пар»: каждый из них выбирал партнера, внешне отличавшегося от прежнего размером, окраской и другими признаками. Очевидно, что целью создания новой пары являлось воспроизведение рода; однако неожиданным стал именно уровень «разводов» у сов. Для сравнения: в США семьи распадаются в 40% случаев.