Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Спаривание удильщиков впервые снято на видео

National Geographic Россия
25 марта 2018
/upload/iblock/395/3952134298b0101663014a13d2a528b4.jpg
Фото: Kirsten and Joachim Jakobsen, Rebikoff-Niggeler Foundation
/upload/iblock/d86/d86d1ee55317b505c3756168cdc6b631.jpg
Фото: Kirsten and Joachim Jakobsen, Rebikoff-Niggeler Foundation
Удильщики - удивительные рыбы. Во-первых, у них очень необычная внешность. Но еще больше поражает сексуальный паразитизм в отношениях самцов с самками. Именно этот процесс ученые смогли впервые снять на видео.
Удильщики - это род лучеперых рыб семейства удильщиковых отряда удильщикообразных, которые обитают на большой глубине. Особенность этих животных не только в их внешности, но и способе образовывать пары. На большой глубине - непроглядная тьма, поэтому карлики-самцы вгрызаются в крупных партнерш, чтобы не потерять их, и остаются в таком положении навсегда. Со временем кожа самца и самки срастается, кровеносные сосуды соединяются, образуя единый кровоток. Когда икра самки созревает, она подает сигнал самцу, и он выделяет сперму.

Недавно исследователям удалось снять на видео процесс спаривания удильщиков.

Видео было снято на глубине 800 метров неподалеку от острова Сан-Жоржи, входящего в Азорский архипелаг. Уникальную в своем роде съемку провели Кирстен и Хоаким Якобсены, супружеская пара, занимающаяся глубоководными исследования. Они показали свои видеозаписи Теду Питчу (Ted Pietsch), ученому из Вашингтонского университета в Сиэтле, и он определил, что на видео попала самка удильщика вида Caulophryne jordani.

Как и у других представителей, на макушке у нее находится "удочка" с биолюминесцентной приманкой. Но исследователи также обратили внимание на то, что и лучи анального и спинного плавников у рыбы также светятся. Пока остается неизвестным, связано ли это свечение с биолюминесценцией или же лучи просто отражали свет подводного аппарата, в котором находились исследователи.

На видео можно отчетливо увидеть и крохотного самца, который впился в тело своей партнерши. О таком сексуальном паразитизме ученым было известно и до появления этого видео: они находили мертвые тела самцов, сцепленные с мертвыми телами самок. Но наблюдать в дикой природе весь процесс ранее не удавалось.