National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Стал известен секрет безупречного приземления пчёл

31 октября 2013
/upload/iblock/500/50043f37c5a3c2c4f5c70ab851eca0dc.jpg
Исследователи пришли к выводу, что насекомые фиксируют глазами образ объекта, а при приближении корректируют свою скорость согласно данным своего «внутреннего автопилота». Автор фото: sashomasho.
Для пчёл крайне важно точно приземляться на цветок: если не рассчитать скорость, растение может сломаться. Учёные установили, каким образом насекомые справляются с задачей.
Пчёлы виртуозно приземляются не только на ровные горизонтальные поверхности, но и на вертикальные, и на расположенные под любым углом. Изучением принципа их приземления занималась международная группа учёных под руководством профессора Мандиама Шринивасана из Квинслендского университета Австралии. Человек обладает «стереоскопическим» зрением благодаря расположенным на расстоянии глазам. Когда мы приближаемся к объекту, он становится больше, при этом если мы двигаемся с постоянной скоростью, скорость увеличения объекта растёт по экспоненте. Пчёлы же не допускают этого и меняют свою скорость в зависимости от скорости приближения объекта. Проанализировав скоростное видео полёта пчёл, сделанное в ходе экспериментов, учёные выявили чёткую зависимость: по мере приближения к «посадочной площадке» насекомые неоднократно снижают свою скорость, вплоть до финального «зависания» над ней и последней оценки ситуации. Усложнив условия эксперимента, ученые разместили на местах посадок пчёл спиральные вращающиеся рисунки. Когда спираль вращалась, зрительно расширяясь, пчёлы при приближении к ней в последний момент резко тормозили, поскольку им казалось, что они слишком приблизились. И наоборот, насекомые врезались в спиральный рисунок, создававший оптическую иллюзию уменьшения, то есть казавшийся расположенным дальше. Исследователи пришли к выводу, что насекомые фиксируют глазами образ объекта, а при приближении корректируют свою скорость согласно данным своего «внутреннего автопилота», который можно сравнить с функцией «zoom» на любом фотоаппарате. Ученые разработали математическую модель полёта пчёл, которая может оказаться полезной при разработке летательных аппаратов. Они поясняют, что все современные летательные аппараты должны использовать различные локационные системы, чтобы понимать, на каком расстоянии находится поверхность. А «zoom-технология» приземления пчёл не требует знаний о расстоянии до поверхности: она основана на корреляции скорости полёта в соответствии со скоростью увеличения размеров объекта при его приближении. Приземление - один из самых сложных лётных манёвров, поэтому ученые надеются, что результаты их исследования окажутся полезными на практике.