Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
Стало известно, почему трехпалые ленивцы ходят в туалет на земле
Софья Демьянец
27 января 2014
/upload/iblock/650/65046b624cb402f2592fb2857b193276.jpg
Поход в туалет – опасное занятие для ленивца, но польза от него перевешивает убытки. На фото - бурогорлый ленивец.
Трехпалые ленивцы спускаются на землю, не только чтобы найти удобное место для туалета, но и обеспечить себя большим количеством пищи.
Кажется, что трехпалые ленивцы настолько обленились, что спускаются с деревьев только раз в три недели, чтобы сходить в туалет. Однако в действительности это происходит по другим причинами. Прежде всего, потому, что такой поход в туалет может стоить ленивцу жизни. Часто эти животные встречают свою смерть именно на земле, где их без труда ловят хищники. И, кроме того, спуск с деревьев может привести к случайному падению ленивца. А по словам Джонатана Паули, биолога из Висконсинского университета в Мадисоне (США), помимо смертельных рисков, большой проблемой для этих животных является возвращение на деревья, ведь такой подъем требует от ленивца огромных энергетических затрат. Листья, которыми питаются ленивцы, не очень питательны и не содержат много калорий. И чтобы сохранить то небольшое количество энергии, которую ленивцам удалось получить, сидя на низкокалорийной диете, им приходится вести малоподвижный образ жизни. В то же время после каждого спуска в туалет ленивец теряет около 8% своего энергетического запаса, что эквивалентно энергетическим затратам человека после 30-минутной ходьбы. Этот факт заставил Джонатана Паули задуматься, почему ленивцы тратят столько энергии только для того, чтобы сходить в туалет на земле? Проведенные наблюдения и новое исследование ученого дали ответ на этот вопрос. Так, бабочки огневки откладывают яйца в свежие фекалии ленивцев. Появившиеся личинки какое-то время будут жить в том месте, где они родились, а потом, превратившись в бабочек, они летят вверх и садятся на мех висящего на дереве ленивца. Там они выбирают себе партнера, спариваются с ним и снова летят откладывать яйца в фекалии ленивца. На первый взгляд, эти отношения кажутся односторонними, однако Джонатана Паули и его коллеги посчитали, что ленивцы всё же получают выгоду от них, ведь энергетические затраты ленивцев во время подъемов с земли на дерево крайне велики. Исследования показали, что бабочки снабжают азотом мех трехпалых ленивцев, благодаря чему водоросли на мехе ленивцев растут быстрее. Как известно, волосяной покров этих животных является благоприятной средой для водорослей. Впрочем, ученые пока не знают, как именно бабочки насыщают азотом эту «меховую» среду. Согласно одному из предположений, «удобрять» мех могут фекалии насекомых, содержащие некоторое количество азота. Исходя из этого, ученые делают вывод, что ленивцы спускаются на землю не только для того, чтобы найти удобное место для туалета, но и для того, чтобы позволить огневкам стимулировать рост водорослей. В свою очередь, водоросли довольно питательны и содержат много липидов. Когда трехпалый ленивец чистит свою шерсть, он поедает водоросли, выросшие в его мехе. Таким образом, силы ленивца, израсходованные на предоставление дома и питания огневкам, потрачены не зря, ведь впоследствии бабочки снабдят мех животного азотом, а это значит, что в скором времени у ленивцев появится больше пищи. Источник: A syndrome of mutualism reinforces the lifestyle of a sloth.