Природа

Стойкие тихоходки: мощь в миниатюре

Майкл Грешко
11 февраля 2020
Тихоходка.jpg
Тихоходка во всей красе
Фото: Eye of Science
Крохотные обитатели мхов защищают свою ДНК от самых суровых нападок природы.
National Geographic №197, февраль 2020

Читать этот номер

Тихоходки, которых иногда называют водяными медведями за округлую форму тела, настоящее чудо биологии. Они живут во влажных местах – на лишайниках и мхах. Если случается засуха, эти микроскопические беспозвоночные впадают в спячку, которая позволяет им перенести жару, радиационное излучение и даже существовать в условиях открытого космоса.

Ученые уже приблизились к разгадке некоторых тайн тихоходок. В 2016 году японские исследователи обнаружили, что один из видов обладает уникальным белком Dsup (от английского damage suppressor – подавляющий повреждения), который и защищает ДНК от повреждения. Генетики Университета Калифорнии (Сан-Диего) доказали, что такой же белок есть и у другого вида тихоходок (вероятно, он присущ всем представителям типа), и разузнали, как он работает.

Dsup создает оболочку вокруг гидроксильных радикалов – высокореакционных и вредных окислителей, образующихся при расщеплении молекул воды радиацией. Это открытие поможет понять, как в медицинских исследованиях защитить клеточные культуры от радиации.

Узнайте, что может блестеть в животе у водяного медвежонка.