National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

Странные отложения на поверхности озера в Юте оказались приветом из Арктики

27 января 2020
Мирабилит
Ученые считают, что подобные образования могут существовать на Марсе.

На южном берегу Большого Соленого озера в Юте появились четыре редких образования. Впервые их заметила рейнджер Эллисон Томпсон еще в октябре 2019 года. Со временем эти образования продолжали расти, и Эллисон обратилась в Геологическую службу Юты.

Химический анализ образцов показал, что насыпи представляют собой слоистые образования минерала, известного как мирабилит, кристаллический сульфат натрия. Зимой такие отложения часто находятся под водами Большого Соленого озера, но над поверхностью их обнаружили впервые. Ученые утверждают, что курганы мирабилита растворятся в более теплой воде с приходом весны.

_----.jpg
Utah Geological Survey

Насыпи возвышаются над водой на высоту до одного метра и имеют до нескольких метров в поперечнике. По словам геологов, ранее такие образования были замечены только в арктических регионах. По словам Марка Миллигана, сотрудника Геологической службы Юты, минерал осаждается из соленой воды над горячими источниками, богатыми сульфатом, которые постепенно обнажаются по мере понижения уровня озера.

Мирабилит был впервые обнаружен немецко-голландским химиком XVII века Иоганном Глаубером, который нашел его в минеральных водах в Австрии. Он назвал минерал «sal mirabilis» – в переводе с латыни «чудесная соль», – и с тех пор он также известен как «глауберова соль». Мирабилит когда-то широко использовался в медицине, особенно в качестве слабительного.

Ученые полагают, что месторождения подобных сульфатных минералов могут существовать на Марсе и содержать окаменелые следы древних марсианских микробов. В 2011 году марсоход Opportunity обнаружил на Марсе сульфаты, которые, по-видимому, были отложены водой, а ровер Curiosity недавно обнаружил на планете признаки древних соленых озер.

По словам Миллигана, температура на Марсе, которая составляет в среднем минус 60 градусов по Цельсию, достаточно низкая, чтобы поддерживать стабильность таких минералов.