Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Стрижи способны лететь полгода подряд

15 октября 2013
/upload/iblock/07c/07c7629b7ae0db0039b9c516bb529a92.jpg
Ученые обнаружили птицу, способную провести в воздухе рекордно долгое время: белобрюхие стрижи пролетают расстояние в 2000 километров за 200 дней, ни разу не приземлившись.
Белобрюхие стрижи (лат. Tachymarptis melba) - небольшая птица длиной около 23 сантиметров, с размахом крыльев до 58 сантиметров и массой от 76 до 125 граммов. Встретить белобрюхих стрижей можно во многих странах Европы в теплое время года, а зимовать они летят на юг. Питаются стрижи воздушным планктоном (взвешенными в воздухе живыми организмами) и мелкими насекомыми. Исследование продолжительности их полета провела группа ученых из Бернского университета и Швейцарского орнитологического института. Эксперимент был начат в 2011 году и занял более года; результаты недавно опубликованы в научном журнале Nature Communications. К птицам были прикреплены специальные датчики, реагирующие на взмах крыльев, на угол наклона тела птицы, на свет и другие факторы. По возвращении стай стрижей с зимовки ученые обнаружили трех особей, оснащенных датчиками. После того, как данные были расшифрованы, орнитологи, по их собственным словам, «не поверили своим глазам». Известно, что стрижи проводят в воздухе значительную часть своей жизни, однако никто не ожидал, что непрерывный полет может занимать более полугода. Датчики записывали информацию раз в четыре минуты. На одном из участков пути продолжительностью 2000 километров птицы ни разу за 200 дней не останавливались. Очевидно, что стрижи умеют спать прямо на лету, используя потоки воздуха и различную технику полета. Благодаря эксперименту стала понятна и схема питания птиц во время столь длительной миграции. В начале путешествия, стартуя из Европы, стрижи иногда совершали остановки, где, по всей видимости, утоляли свой голод. Однако по мере приближения к теплым краям в воздухе появлялось все больше насекомых, поэтому у птиц, умеющих спать на лету, не было никакой необходимости приземляться. Швейцарские орнитологи, отмечая, что это - самый продолжительный полет в истории наблюдений за птицами всех видов, напоминают, что в этой сфере еще много неизученного. Устройство, которое использовалось в эксперименте, было разработано в Бернском университете; его размер – около 1 сантиметра. По этой причине укрепить датчик на более мелких, чем стрижи, птицах нельзя: это может помешать свободе их полета, нарушив чистоту эксперимента. Таким образом, открыв рекордно долгий перелет, ученые далеки от того, чтобы объявить стрижей единственно способными на это птицами.

«Реактивные» пингвины: почему эти морские птицы так быстро плавают