Журнал №192, сентябрь 2019

Такие разные сообщники

Софья Демьянец
18 сентября 2012
/upload/iblock/4b8/4b874386745025bab7f7eb8b78ae831d.jpg
Яванский гимноторакс. Автор: Albert kok.
/upload/iblock/cc0/cc007f992c079a126eee7ca27bbe2ca7.jpg
Морской окунь. Автор: jon hanson.
Яванский гимноторакс и морской окунь – единственные животные разных видов, которые охотятся сообща в дикой природе.
Обычно разные виды животных охотятся поодиночке. Конечно, если не считать человека и некоторых одомашненных видов животных. Впрочем, в дикой природе все же есть два вида, которые нередко охотятся сообща.

Обитающие в Красном море яванский гимноторакс (Gymnothorax javanicus) и морской окунь (Plectropomus pessuliferus) чаще всего охотятся поодиночке. Мурена выслеживает свою добычу ночью в коралловых рифах, а окунь, напротив, охотится днем в открытой воде. Когда добыча пытается скрыться от мурены, она стремится уплыть в открытую воду, а рыба, за которой охотится окунь, скрывается от хищника в рифовых зарослях. Поэтому, как удалось обнаружить швейцарским биологам, эти два хищных вида рыб приспособились охотиться вместе за одной и той же добычей.

Довольно часто морские окуни подплывают к муренам и делают несколько встряхиваний головой, как бы приглашая к совместной охоте. Если мурена соглашается, то она выплывает из своего укрытия и отправляется вслед за окунем на поиски добычи. Иногда окунь «обращается за помощью» к мурене, когда его добыча уже скрылась в рифе. Тогда он подводит мурену к месту, где прячется добыча, и снова встряхивает головой, указывая на укрытие жертвы. Поймав эту добычу, мурена обычно съедает её или, как это ни удивительно, оставляет её окуню.

Можно подумать, что рыбы могли бы поделить добычу между собой, однако это невозможно, ведь оба вида заглатывают свою жертву целиком. По подсчетам ученых, эффективность такой совместной охоты для морского окуня возрастает впятеро, а для мурены – ещё больше.