Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Таксидермисты: пособники браконьеров или спасители животного мира?

Брайан Кристи
29 июля 2015
/upload/iblock/fa1/fa153132b8b3ff7a7bb6b7d602fdd9cd.jpg
Американский музей естественной истории, Нью-Йорк. Таксидермист Джордж Данте: последние штрихи к экспозиции с бурым медведем. Здесь посетители могут рассмотреть животных вблизи, в привычной тем среде обитания, воссозданной специалистами.
/upload/iblock/683/683c2bc8a56a82837430c03b8d9a503f.jpg
Сокол, терзающий добычу, – композиция середины XIX века демонстрирует выдающееся мастерство родоначальника британской таксидермии Джона Хэнкока.
/upload/iblock/5a6/5a6b89864b8ab6f2896fe826d101d1e9.jpg
Таксидермист Билл Хенкинс держит в руках детеныша западной равнинной гориллы, погибшего в зоопарке Калифорнии.
/upload/iblock/877/877aed4b8e3f058d859d5de376bac35a.jpg
В Парижской галерее и научном институте Дейроля, основанном в 1831 году, собрана коллекция под стать Ноеву ковчегу.
/upload/iblock/794/794aab8d70d9290930ac3f4bc7d3002d.jpg
Директор зоопарка в городе Калькилия (Палестинская автономия), ветеринар Сами Хадер на фоне одной из экспозиций. «Когда во время военного конфликта гибли наши животные, я не хотел терять их навсегда», – рассказывает таксидермист-самоучка. Чучела, которые ему удалось изготовить, теперь выставлены на обозрение посетителей.
Фото: Роберт Кларк
Стараниями мастеров-таксидермистов оживают даже представители вымерших видов зверей. Сохранить тушку конкретной особи таксидермия способна, но может ли она спасти от вымирания целый вид?
В залах выставочного центра в Сент-Чарльзе, штат Миссури, я прохожу мимо зебры, подбросившей, вопреки природе, львицу высоко в воздух. Чуть дальше белая акула преследует детеныша морского котика. Львы, пумы, леопарды, волки выстроились в один ряд со своими жертвами – буйволами и антилопами. Добро пожаловать на экспозицию участников международных соревнований таксидермистов! В наши дни изготовление чучел, пожалуй, достигло совершенства, фактически став самостоятельным направлением искусства. И тогда возник парадокс: многие из тех, кто увлечен мертвыми животными, обнаружили в себе стремление защищать тех, которые остались в живых. Сам я не охотник. Более того, много лет занимаюсь журналистским расследованием международных преступлений по уничтожению диких животных. Но, оглядываясь назад, я понимаю, что именно детское увлечение таксидермией оказало влияние на мой дальнейший выбор.
Главное в таксидермии – рассказать историю из жизни. Нужно не просто набить чучело оленя паклей – нужно вдохнуть в композицию жизнь.
В начале XIX века, когда охотники несли добычу к мастерам-мебельщикам, чтобы те изготовили из животного чучело, таксидермия уже начала вносить свой вклад в сохранение животного мира: качественно сделанные экземпляры позволяют рассмотреть зверей, которых невозможно увидеть вблизи в дикой природе. Вот они, прямо перед нами, а не за решеткой зоопарка. Тимоти Бовард, таксидермист из Лос-Анджелесского музея естественной истории, говорит о «первобытном чувстве», которое возникает у зрителя. Я приехал на сбор лучших таксидермистов, чтобы испытать нечто подобное. Но первое впечатление было подпорчено: я натолкнулся на женщину, которая, уставившись на экспозицию с гориллой, подняла крик: «Это незаконно!». Ее возмущение было адресовано автору работы – таксидермисту Венди Кристенсен, которая невозмутимо расчесывала волосы на огромных пальцах примата. «Я была в Руанде, – не унималась женщина. – Я точно знаю, что гориллы находятся под охраной государства!». Кристенсен спокойно подошла к посетительнице и рассказала ей о Самсоне, который на протяжении тридцати лет развлекал публику в зоопарке города Милуоки. Посетительница тут же извинилась, но Венди еще не закончила: оказалось, что в данном экспонате нет ни волоска настоящей гориллы. Это мастерски выполненная реплика – Кристенсен создала ее специально, чтобы привлечь внимание к истории Самсона. Список видов, исчезнувших по вине человека, растет. В наше время истребление редких животных полным ходом идет в Азии и Африке. В конце позапрошлого века лидерами были США: профессиональные охотники истребляли зверье в промышленных масштабах, поставляя на рынок кожу, пушнину и дичь. Американцы буквально изничтожили бизонов, убивая их для наживы или из спортивного интереса, сократив популяцию до нескольких сотен особей.
/upload/iblock/302/3025081a491b50ab87b680667bde5668.jpg
Роберт Кларк Нефтяник Керри Кроттингер с женой Либби в окружении диких животных, которых он добыл на охоте. Фотография сделана в их доме в Далласе, штат Техас. Керри утверждает, что деньги, которые он тратит на сафари в африканских странах, стимулируют их правительства сохранять природное разнообразие животных, чтобы поток туристов не иссяк.
Странствующие голуби были самыми распространенными птицами в Соединенных Штатах. Их подавали к столу в ресторанах по всей стране. В 1878 году в штате Мичиган за пять месяцев охотники полностью истребили целую гнездовую группировку птиц – более семи миллионов особей. А уже в 1914-м на планете не осталось ни одного странствующего голубя – последнюю тушку обработал таксидермист из Смитсоновского музея. Но в конце 1887 года началось попятное движение. Будущий 26-й президент США Теодор Рузвельт, увлеченный натуралист и охотник, стал инициатором создания клуба, основной задачей которого было продвижение идей охраны дикой природы и поддержание численности животных на уровне, позволяющем на них охотиться. Члены клуба основали Нью-Йоркское зоологическое общество, позднее преобразовавшееся в Общество охраны природы. Отцом-основателем современной таксидермии стал натуралист из Нью-Йорка Карл Экли. В конце XIX века, когда Экли приступал к своим экспериментам, изготовление чучел было прерогативой мебельщиков: они соединяли вываренные кости, обшивали шкурой, а свободное пространство заполняли тряпьем и соломой. Экли в одиночку удалось превратить таксидермию из нехитрого ремесла в новый род творческой деятельности на стыке науки и искусства.
Я никогда не работаю с домашними животными. Люди знают мордашки своих любимцев слишком хорошо, а индивидуальность, к сожалению, утрачивается в процессе работы.
На первом этапе телу животного придавалась как можно более естественная поза. При помощи глины и папье-маше Карл с фантастической точностью воссоздавал анатомические особенности каждой особи – до малейших вен и жилок – прежде чем натянуть на чучело шкуру. Еще одним новшеством стала обязательная реконструкция среды обитания животного. Экли окружал каждого представителя фауны привычными ему растениями и животными, с необыкновенной дотошностью уделяя внимание деталям – в ход шли даже листья, собранные на месте поимки зверя. Карл не просто изобрел новые методы консервации тушек. Он стал автором идеологии полноценного зрительного восприятия «застывшего во времени» животного мира, которая повсеместно используется и в наше время. «Главное в таксидермии – рассказать историю из жизни, – объясняет Джордан Хекл, 22-летний новичок соревнований. – Нужно не просто набить чучело оленя паклей – нужно вдохнуть в композицию жизнь. Хотите показать зиму? Предусмотрите правильную длину оленьей шерсти. Изображаете оленя в период спаривания, и где-то неподалеку бродит самка? Его ноздри должны быть раздуты!».
Лучшие работы Карла Экли не устаревают. Некоторые из них все еще выставлены в Филдовском музее естественной истории в Чикаго и в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. Экли здесь посвящен целый зал – экспозиция млекопитающих из Африки. В центре зала – стадо из восьми слонов. Композиция под названием «Тревога» неизменно производит неизгладимое впечатление на посетителей и считается одним из лучших творений таксидермистов в мире, несмотря на то что с момента ее создания прошло сто лет. Еще одна работа, выставленная в нью-йоркском зале, была, возможно, наиболее значимой для Экли. Герои этой экспозиции – горные гориллы, привезенные им из Бельгийского Конго в 1921 году. Та поездка перевернула жизнь Карла – глядя на мертвого самца гориллы, он записал в дневнике: «Мне пришлось призвать на помощь весь свой энтузиазм ученого, чтобы не чувствовать себя убийцей». По возвращении из Африки Экли убедил бельгийского короля Альберта I создать заповедник для горных горилл. В 1925 году был основан первый в Африке Национальный парк Альберта, сегодня известный как Национальный парк Вирунга (его назвали в честь одно-именной вулканической горной группы). Экли признан родоначальником движения по защите горилл.
/upload/iblock/e15/e15e7ce5c3d7d3eba14664c18ba158f7.jpg
Роберт Кларк Экспозиция «Тревога» в зале африканских млекопитающих, носящем имя Экли, Американский музей естественной истории. Перед нами встревоженная группа африканских слонов. Самец беспокойно вытянул хобот, пытаясь уловить окружающие запахи. Работа была закончена в начале 1900-х. Один из слонов добыт лично президентом Теодором Рузвельтом (Изображение составлено из нескольких фотографий).
Карл относился к таксидермии как к важному научному инструменту, позволяющему сохранить животных, которые, по его мнению, могли быть навсегда утрачены. Об этом еще в августе 1912 года Экли писал на страницах National Geographic в статье об охоте на слонов – тех самых, чучела которых составляют композицию «Тревога». Сетуя, что бивни самого крупного из добытых им самцов весили всего лишь около 45 килограммов каждый, Карл обращает внимание читателей на то, что в природе встречаются слоны и с 90-килограммовыми бивнями. Ему очень хотелось добыть хотя бы один такой экземпляр, чтобы сохранить его для будущих поколений. «Очень скоро оставшиеся особи-рекордсмены будут уничтожены ради бивней», – писал Карл Эли. Как в воду глядел: в наши дни и слоны с бивнями весом 45 килограммов встречаются крайне редко.
Джордж Данте открывает холодильник и выкладывает на стол замороженного Одинокого Джорджа – последнего представителя подвида абингдонской слоновой черепахи, погибшего в 2012 году. Таксидермист с мировым именем, Данте взялся сохранить знаменитое животное. Он обеспокоен тем, что популярность Одинокого Джорджа может помешать обществу оценить работу таксидермиста. «Одно дело – сохранить образец представителя вида и совсем другое – конкретную особь со свойственными только ей характерными чертами, – объясняет Данте. – Именно поэтому я никогда не работаю с домашними животными. Люди знают мордашки своих любимцев слишком хорошо, а индивидуальность, к сожалению, утрачивается в процессе работы». Несмотря на долгое время, проведенное в морозилке, Одинокий Джордж, по словам Данте, пребывает в отличной форме. Судьба равнинной гориллы Самсона, привезенной в зоопарк Милуоки из Камеруна, сложилась иначе. 296-килограммовый самец славился тем, что любил грозно молотить кулаками по прозрачному пластику, отделявшему его от посетителей, чем приводил их в восторг. Однажды в 1981 году на глазах у публики Самсон вдруг упал, схватившись за грудную клетку. Ветеринары оказались бессильны – как показало вскрытие, у гориллы уже случались сердечные приступы, а этот, шестой по счету, стал смертельным. В течение нескольких лет тело Самсона хранилось в холодильнике зоопарка, пока Музей города Милуоки в конце концов не получил его в свое распоряжение. К тому времени шкура гориллы была уже сильно повреждена и не годилась для изготовления чучела. Публика постепенно стала забывать своего любимца...
/upload/iblock/2c5/2c5004c45b4c73f41b520a22ca341c0b.jpg
Роберт Кларк «Мисс Техас» Кайли Бойд в Лас-Вегасе, на фоне чучел лошади по кличке Курок и собаки Пули, звезд ковбойских фильмов с Роем Роджерсом в главной роли.
И тогда музейный работник Венди Кристенсен предложила возродить образ Самсона при помощи так называемой техники воссоздания. При такой реконструкции животного не используется ни единого фрагмента ни от оригинала, ни даже от представителей того же вида. В 2006 году, через 25 лет после гибели Самсона, Венди взялась за изготовление его синтетического двойника. Начала она с силиконовой реконструкции морды – в ход пошли тысячи фотографий и посмертная гипсовая маска. Для имитации шерсти использовалась смесь волос яка и искусственных, от компании National Fiber Technology – той самой, что изготовила шерсть Чубакки из «Звездных войн». Лапы Венди смастерила из силикона, предварительно сделав детальные – вплоть до отпечатков пальцев – слепки с конечностей горилл из зоопарка Филадельфии. Накладные ресницы Кристенсен купила в торговом центре по соседству с зоопарком. А затем Венди провела целый год, работая на глазах у посетителей – вшивая волосы в силиконовую морду и шею «Самсона-2», попутно отвечая на вопросы детей и внимательно выслушивая рассказы их родителей – те охотно делились детскими воспоминаниями об обезьяне-прототипе. Среди специалистов нет единого мнения об использовании искусственных материалов в работе. Посетители Лос-Анджелесского музея естественной истории часто спрашивают таксидермиста Тимоти Боварда о том, какие экспонаты настоящие, а какие нет. По мнению Боварда, в эпоху, когда средства массовой информации постоянно манипулируют реальностью, подлинные экспонаты производят мощный эффект. Но есть и другая точка зрения. Судья международных соревнований таксидермистов в нашей беседе с глазу на глаз задается вопросом, не слишком ли они с коллегами увлеклись своим искусством. В погоне за трофеями мы уничтожаем лучших представителей животного мира, обедняя его генетическое разнообразие. На соревнованиях среди соперников Венди Кристенсен оказались и мастера воссоздания, и классические таксидермисты со всего света. Она заняла первое место в своей категории, а также взяла приз жюри и приз за лучшую экспозицию, оставив позади профессионалов мирового класса с настоящими чучелами. Венди добилась этого результата, не уронив ни волоска с головы горилл, находящихся под охраной государства.