National Geographic №194, ноябрь 2019

Танцор с белым знаменем

Текст: Ольга Ильченко Фотографии: Алексей Волков
27 ноября 2012
/upload/iblock/b2d/b2dc58fbfc5a5e635307ca57c6484845.jpg
Длина тела длинноухих тушканчиков – всего 7–11 сантиметров. Их охристый окрас помогает маскироваться в пустыне. Длинный хвост – 13–18 сантиметров – заканчивается «знаменем», кисточкой из белых и черных волос.
/upload/iblock/fdd/fdd0bcdddca511bb91677cf275ca441b.jpg
В момент прыжка длинные вибриссы (волоски) на мордочке тушканчика направлены вперед и первыми касаются того участка почвы, куда затем приземлится их обладатель. По длине этих осязательных волосков вид – абсолютный чемпион среди всех млекопитающих.
Сколько видов млекопитающих передвигаются на задних конечностях, как люди? – Не больше 20, и тушканчики – одни из этих избранных.
Кроме приматов только они способны к двуногому бегу. В спокойной обстановке, когда поблизости нет хищников, тушканчики именно так и передвигаются – шагом или бегом. Но визитная карточка тушканчиков – не бег, а знаменитые прыжки. Именно с помощью рикошетирующих прыжков передвигаются эти зверьки, развивая значительную скорость, когда появляется опасность. Дополнительной опорой тушканчикам служит хвост, он же выполняет роль руля и балансира во время стремительного бега. На самом деле, несмотря на популярность образа «прыгуна», тушканчик – редкое животное. «Прыгуны» не часто встречаются ученым в природе, и семейство тушканчиковых – огромное поле работы для зоологов. Большинство видов тушканчиков обитают в пустынях и полупустынях. Всего в семействе тушканчиков четыре подсемейства. Одно из них – подсемейство длинноухих тушканчиков – включает единственный род, представленный единственным же видом – длинноухим тушканчиком.
Длинноухие тушканчики - самые ушастые существа на Земле.
Лондонское географическое общество объявило длинноухого тушканчика одним из 10 самых редких животных планеты. Его латинское название –Euchoreutes naso. Euchoreutes происходит от греческого «хороший танцор», naso («нос») описывает выступающее, похожее на поросячье, рыльце. Вид был впервые описан в 1890 году, по экземплярам, полученным из Китая. Следующее упоминание о длинноухом тушканчике в Китае датируется уже 1923 годом. На территории Монголии обнаружен в 1954-м, и только в 1974 –1976 годах, в рамках научных советско-монгольских экспедиций в пустыне Гоби, были собраны первые данные по биологии и экологии вида. В дальнейшем эти данные были дополнены немецкими и английскими исследователями. В научной литературе, когда упоминают длинноухого тушканчика, пишут «…в отличие от настоящих тушканчиков…», подчеркивая этим его уникальность. Этого тушканчика не случайно прозвали не длинноногим, а длинноухим: уши у зверька фантастические. Их относительный размер впечатляет – две трети длины тела! Велики они и по площади: их обладатели самые ушастые существа на Земле. Такие уши позволяют, во-первых, сбрасывать излишек тепла, а во-вторых, конечно, хорошо слышать. Эта особенность тесно связана с гастрономическими предпочтениями животного. В отличие от большинства тушканчиков длинноухие в своем рационе делают ставку на насекомых. Причем они слышат передвижение личинок в толще грунта и ночной полет жуков и бабочек на расстоянии до пяти метров! Копают тушканчики мало, чаще находят насекомых на поверхности почвы или ловят в виртуозном метровом прыжке с поворотами в воздухе. Уши тушканчиков постоянно находятся в движении, лоцируя пространство вокруг, во время прыжков отведены назад, а вот во время сна «вянут» – в них пропадает тургор – внутреннее давление жидкости, – но после пробуждения животного его уши опять становятся упругими. Репутацию «великого прыгуна» тушканчик заслужил благодаря своим задним лапам. Они пятипалые, очень длинные, а по краям пальцев – щеточки жестких волос. На нижней поверхности пальцев на ногах хорошо развиты подушечки. Такое «оснащение» позволяет тушканчику легко передвигаться по почвам разной плотности. Щеточки удерживают зверька на незакрепленных песках, подушечки – плотно фиксируют лапки на участках с гравием и камнями. Длинные задние лапы со специальными устройствами позволяют этому маленькому животному резко менять направление движения во время прыжка. Днем увидеть прыгающего тушканчика почти невозможно – светлое время суток длинноухие тушканчики проводят в норах, маскируя вход так тщательно, что обнаружить его можно лишь с помощью специального оборудования: песчаная пробочка «запечатывает» вход, скрывая его от хищников и помогая поддерживать оптимальный микроклимат в жилище. И только ночью зверьки покидают убежище в поисках пропитания. Выходя из норы ночью, тушканчики оказываются в опасности, но они хорошо подготовлены для встречи с неприятелем. Одно из спасительных приспособлений – длинный хвост, украшенный пушистой кисточкой из черных волос с белым пятном на кончике – «знаменем». Это белое пятно на кончике хвоста порой спасает тушканчикам жизнь. В темноте белая точка – самая заметная часть животного. Хищник, преследующий убегающего прыгуна, ориентирует свой бросок именно на нее – и часто промахивается, так как при резких поворотах хвост оказывается в стороне от тела животного. И даже если преследователь хватает тушканчика за кончик хвоста, срабатывает одно полезное приспособление: кожа на хвосте лопается, и в зубах преследователя остается только «знамя». Правда, кончик хвоста после этого отваливается и не восстанавливается, в отличие от ящериц. Живут маленькие ушастые охотники на обширных (до 500 метров в диаметре) индивидуальных участках со сложной конфигурацией, зависящей от рельефа. Причем «наделы» могут частично перекрываться с участками соседей. Каждый тушканчик метит свою территорию пахучими мочевыми метками. Выяснение отношений этих фантастических существ выглядит для стороннего наблюдателя забавно – тушканчики с фырканьем наскакивают на неприятеля и бьют передними и задними лапами, побежденный спасается бегством. Но чаще зверьки просто стараются избегать встреч с сородичами. Многие аспекты физиологии и экологии длинноухого тушканчика еще не исследованы из-за редкости этих прыгунов. Возможно, на численность тушканчиков влияет их репродуктивное поведение. Размножаются тушканчики один раз в жизни – весной. Самки рожают 2–6 детенышей в первой половине лета, повторного размножения у них не происходит. Продолжительность жизни тушканчиков в естественной среде неизвестна, но предполагают, что она довольно большая для зверьков такого размера, так как темпы воспроизводства у вида очень низкие. В целом данных по образу жизни этих необыкновенных животных еще очень мало. До сих пор ученые не могут точно оценить численность Euchoreutes naso в природе, хотя ясно, что плотность поселения зверьков крайне низка. Вид включен в «Красную книгу» Монголии. Считается, что существование вида ставит под угрозу деятельность человека. Мы можем потерять этого интереснейшего зверька, даже не успев изучить его как следует.