Журнал №189, июнь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа
Тарантул Маркес выработал новую стратегию ближнего боя
04 июля 2016
/upload/iblock/e2f/e2f4b45b9e9c431a9618065fe2820583.jpg
/upload/iblock/b61/b61172619a16ec014c5795ce462da529.jpg
/upload/iblock/3a7/3a718bc674dc1b6fedf087f9f5ccdddd.jpg
Фото: ZooKeys
Тарантул, обнаруженный недавно в Колумбии, оказался представителем не только нового вида, но и нового рода. Животное получило имя в честь знаменитого колумбийского писателя и местного племени индейцев.
Семейство тарантулов (или пауков-птицеедов, Theraphosidae) пополнил Kankuamo marquezi, обитающий на территории горного массива Сьерра-Невада-де-Санта-Марта в Колумбии. Открытие совершила группа биологов из Республиканского университета Уругвая; о нем рассказано в журнале ZooKeys. Паука не только отнесли к новому виду, но и выделили в отдельный род. Вид назван в честь известного колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса, а родовое наименование напоминает о местных индейцах канкуамо, культура и язык которых находятся на грани исчезновения. Семейство Theraphosidae в общей сложности насчитывает более чем 130 родов и 980 видов; отличать их от других пауков помогает, в частности, специфическая особенность анатомии: растущая на брюшке щетина, выполняющая роль защитного механизма. В случае опасности тарантулы срывают волоски и «выстреливают» ими во врага. Они жесткие и покрыты ядом, что причиняет боль нападающему. Пауки рода Avicularia вдобавок выбрасывают струю экскрементов. У нового вида паука-птицееда эволюционно выработалась другая стратегия защиты. Вместо того, чтобы метать щетину в сторону врага («тактика дальнего боя»), Kankuamo marquezi готовы сражаться на максимально близком расстоянии. Их волоски растут вокруг области гениталий; поворачиваясь к врагу этой частью тела, тарантулы выпячивают щетину, не позволяя нападающему прикоснуться к себе. Ни у одного другого Theraphosidae такой модели поведения не наблюдается. Открытие вносит большой вклад в копилку знаний о пауках-птицеедах. Посмотрите на самого крупного представителя семейства.