Журнал №190, июль 2019
Природа

Траур в мире животных: косатка не расстаётся с умершим детёнышем 16 дней

10 августа 2018
/upload/iblock/24e/24e271223929d03b50c07a70ec2fee36.jpg
Фото: Taylor Shedd, Soundwatch / Taken under NMFS permit 21114 / seattletimes.com
/upload/iblock/ac9/ac938f4466687fd7be1f99c7d44c76cd.jpg
Фото: Ken Balcomb / Center for Whale Research
Учёные продолжают наблюдать за косаткой, которая недавно потеряла новорождённого детёныша. Здоровье матери, не способной вернуться к нормальной жизни после трагедии, вызывает беспокойство.
24 июля морские биологи заметили у берегов Британской Колумбии (провинция Канады) 20-летнюю косатку J35 (еще одно имя – Талква), которая поддерживала у поверхности умершего детёныша.

Талква у острова Сан-Хуан (северо-западное побережье штата Вашингтон, США). Автор видео: Michael Weiss, of the University of Exeter, working with the Center for Whale Research
Малыш погиб спустя полчаса после появления на свет, oднако J35 до сих пор не смогла вернуться к нормальной жизни после утраты.

Удерживая тело детёныша за плавник и подталкивая головой, она проплыла больше 1600 км вдоль побережья Британской Колумбии и североамериканского штата Вашингтон.

Каждый раз, когда труп детеныша выскальзывал и начинал тонуть, самке приходилось делать по шесть-семь глубоких вдохов и глубоко нырять, чтобы вернуть его на поверхность.

Она держится поодаль от других косаток из семьи J и, по-видимому, не охотится. Не установлено, добывают ли сородичи для неё пропитание (как поясняют специалисты, косатка её возраста может прожить до месяца без еды – но у Талквы совсем недавно закончилась беременность, и точно оценить её состояние сложно).

Первые несколько суток останки детеныша были невредимы (видимо, этому способствовала холодная вода) – но теперь они начинают разлагаться.

Ученые опасаются за здоровье самки: истощение может помешать ей эффективно охотиться. Кроме того, столь долгая скорбь, ранее не замеченная у её сородичей, может свидетельствовать о серьёзных психологических проблемах, а значит, даже попрощавшись с малышом, J35 может оказаться не способной адекватно реагировать на ежедневные вызовы, с которыми она сталкивается в своей среде обитания.

Люди не могут помочь несчастной матери: остается лишь наблюдать за её поведением. При этом биологи напоминают, что J35 относится к малочисленной семье «южных резидентных» косаток. В семье J осталось лишь 75 особей – и J35 стала первой самкой, которая принесла потомство за эти три года. Одна из причин – нехватка пропитания: в привычной им акватории встречается все меньше лосося и другой рыбы.

Биологи призывают пересмотреть квоты на рыболовство, чтобы вернуть в акваторию лосося и спасти таким образом популяцию косаток.

«Похоронные» ритуалы у морских млекопитающих изучены достаточно хорошо: ученым известно, что китообразные подолу остаются рядом с умершими сородичами. Но до сих пор ни разу не был описан случай такого продолжительного траура.

Обновление 13.08.2018:

11 августа, в два часа пополудни, J35 была замечена за охотой на лососей в проливе Харо. Трупа детеныша рядом не было: очевидно, он опустился на дно моря Селиш (так называют систему заливов и бухт между Канадой и США). Поведение косатки специалисты назвали «оживлённым», а физическую форму – хорошей. Еще за два дня до этого Талква (уже без детёныша) попадалась на глаза туристам в проливе Джорджии, но доподлинно факт окончания «траура» был установлен днём в субботу, то есть спустя 17 суток после гибели новорожденной косатки. Причину смерти детеныша вряд ли удастся установить.