Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Тропические леса выделяют больше углерода, чем кислорода

02 октября 2017
/upload/iblock/225/225b209fd07c424278d020f38c4f38e4.jpg
/upload/iblock/5f6/5f630938b77dc946b902a1e396a9a28e.jpg
/upload/iblock/ba0/ba054263519abccd9184e4998af5fcd8.jpg
Фото: Pixabay
Вырубка лесных массивов привела к тому, что деревья теперь активно отравляют атмосферу углеродом: по сравнению с его объемом, производство лесами кислорода оказалось незначительным.
На планете стремительно уменьшается количество лесов, и все последствия этого еще до конца не изучены. Новое исследование, проведенное учеными из американского исследовательского центра Woods Hole, дает тревожные результаты: в наши дни деревья производят большой объем углерода, не компенсируя это выработкой кислорода. Леса всегда служили источником и кислорода, и углерода одновременно. Деревья поглощают углерод во время фотосинтеза, что идет на пользу атмосфере. Но они же и производят его, когда сгорают или сгнивают. В прошлом выдерживался правильный баланс: на смену умирающим деревьям, производящим углерод, вырастало множество новых, и в атмосферу поступало большое количество кислорода. Однако хозяйственная деятельность человека в сочетании с изменениями климата привели к тому, что молодые деревья не успевают компенсировать вред, наносимый разлагающимися или горящими деревьями. На основе исследований за 2003-2014 годы ученые приводят следующие цифры: теперь тропические леса выделяют в атмосферу 862 тераграмма углерода, поглощая лишь 437 тераграммов. Главным загрязнителем оказались леса Латинской Америки – от них в атмосферу поступает 60% «древесного» углерода. На африканские тропики приходится 24%, на азиатские – 16%. Ученые подчеркивают, что новые данные требуют незамедлительного вмешательства: необходимо срочно остановить вырубку лесов Амазонии – региона, больше всего страдающего от вмешательства человека. Между тем проблема может быть решена только на глобальном уровне: правительства стран, где растут уникальные лесные массивы, не придают ей значения. Только недавно стало известно о том, что дождевые леса Амазонии станут местом добычи полезных ископаемых.