Журнал №192, сентябрь 2019

Цветение Тисы

Софья Демьянец
17 сентября 2013
/upload/iblock/9a1/9a18043735523f4765c666ec2dd25e39.jpg
Palingenia longicauda - крупнейшие поденки в Европе.
/upload/iblock/161/16197a008749760491f105e6a2105012.jpg
Этих поденок в наши дни можно увидеть на реке Тисе только в Сербии и Венгрии.
Каждый год в Европе происходит удивительный природный феномен с участием поденок - «Цветение Тисы».
Поденки Palingenia longicauda, водяные насекомые, достигающие до 25 см в длину (вместе с церками, парными придатками последнего сегмента брюшка), обитают в медленно текущей реке Тисе, притоке Дуная. Там личинки этих насекомых в течение трех лет развиваются в иле на дне, а потом в конце весны или начале лета выбираются на поверхность воды, чтобы найти партнера. Этот природный феномен, когда миллионы поденок появляются на речной поверхности и будто танцуют на ней, тем самым превращая водную гладь в цветущий луг, называется «Цветение Тисы», а сами поденки – «цветами Тисы». Уникальное событие, которое длится всего три-четыре дня (именно столько живут поденки, миновав личиночную стадию), собирает у берегов реки огромное количество туристов вот уже который год. Когда самцы P. longicauda становятся взрослыми (это происходит после их второй линьки), у них есть буквально несколько часов, чтобы найти самку и спариться с ней, прежде чем они умрут. Для этого самец будет скользить по реке, пытаясь оплодотворить одну из самок на поверхности реки. А после спаривания самка поденки будет летать над речной поверхностью, пока не отложит яйца. В свою очередь, яйца упадут на дно реки, туда, где когда-то появились их родители. Примерно через 45 дней из яиц вылупятся личинки, которые затем превратятся во взрослых особей, и так жизненный цикл «цветов Тисы» повторится вновь. В прошлом личинки поденок Palingenia longicauda были популярной приманкой у рыбаков, но сегодня этот вид находится под охраной и использование его в качестве приманки запрещено. Тем не менее основной угрозой для поденок, особо чувствительных к качеству воды, являются химические вещества, загрязняющие водоемы. В наши дни качество воды в Тисе снижается, а за последние годы оно особенно ухудшилось. Так, в феврале 2000 года в реке было обнаружено большое количество мертвой рыбы, а рядом с Тисой были найдены погибшие птицы и дикие животные. Из-за этого происшествия ближайшие к реке города были вынуждены закрыть свои водозаборные системы. Впоследствии выяснилось, что причиной гибели животных оказалась утечка цианида на золотом руднике в городе Бая-Маре (Румыния). Однако, несмотря на этот случай, поденки продолжают населять другие части этой реки и ежегодно радовать туристов представлением под названием «Цветение Тисы». Увидеть этот природный феномен можно на этом видео: