Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Откуда родом самый старый друг человека

Текст: Андрей Боцманов Фото: Андрей Каменев
11 марта 2015
/upload/iblock/9b1/9b114ac7c022c8ccce355aef77821214.jpg
Современная якутская лайка – знатная соболятница и далекий потомок туматской собаки.
Фото: Андрей Каменев
До последнего времени считалось, что верного друга человека одомашнили на Ближнем Востоке. Новые находки и исследования могут изменить существующие представления.
В 2011 году была найдена первая мумия хищника ледникового периода – ее обнаружили жители села Тумат Усть-Янского улуса Якутии. В тех же старичных отложениях сохранились кости мамонтов, включая остатки черепа, подтверждавшие древность находки. «Это больше собака, чем волк, – рассказывает Сергей Федоров из Музея мамонта при Северо-Восточном федеральном университете в Якутске. – Об этом свидетельствует анализ ДНК, сделанный в Центре геогенетики Датского музея естественной истории». Трехмесячный щенок, согласно радиометрическим датировкам, проведенным в Гронингенском университете, жил 12,5 тысячи лет назад. А древнейшая ДНК собаки была извлечена из черепа возрастом 33 тысячи лет – его нашли на Алтае в пещере Разбойничьей. По мнению Анны Дружковой из Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН, возглавившей международную группу молекулярных биологов, генетиков и археологов, гаплотип алтайского хищника ближе к таковым современных собак и доисторических псов Нового Света, чем к гаплотипам волков. Получается, что одомашнить верного друга человека могли и не на Ближнем Востоке, как считалось до последнего времени. Туматская ледниковая собака, возможно, принадлежала как раз к той «домашней породе», с которой люди из Центральной Азии отправились через Берингию осваивать американский континент.