Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

У какой из больших кошек самый маленький мозг?

Популярная Механика
02 ноября 2016
/upload/iblock/20b/20b8cd6fe3ef6e06fe6adf5c0745ec90.jpg
Фото: evgen613
/upload/iblock/38d/38d8791a46cde22340a0ddfbc8352c0c.jpg
"Серебряными призерами" стали леопарды. На снимке – пятнистый красавец из кенийского нацпарка Накуру.
Фото: Алексей Осокин
/upload/iblock/4b5/4b5a0a91f8ea5edc632b399c2f2e1359.jpg
А самый маленький мозг оказался у гепардов. На снимке – резидент Московского зоопарка.
Фото: Ираида Алексенко
/upload/iblock/7e4/7e4b94c0e0ee5703e877a83aaaeb4ed4.jpg
Обладателями самой большой фронтальной коры оказались львы. На снимке – старый лев в танзанийском парке Серенгети.
Фото: Кирилл Трубицын
Сравнив черепа 75 диких кошек, ученые пришли к выводу, что эволюцией гепардов и львов двигали совсем не те факторы, которые повлияли на эволюцию приматов.
Автор научной работы – Шарлин Сакаи, профессор психологии и нейробиологии из университета штата Мичиган. В ходе исследования она измерила объем мозга 13 видов диких кошек. Считается, что человек получил такой большой мозг из-за того, что ему приходилось много общаться с представителями собственного вида. Однако мало известно о том, какие факторы влияют на увеличение объема отдельных долей коры головного мозга. Сакаи предположила, что чем общительнее животное, тем сильнее должна быть развита префронтальная кора мозга. Из всех кошачьих только львы ведут бурную социальную жизнь и живут прайдами; остальные, как правило, одиночки. Правда, самцы гепардов иногда объединяются в группы, а леопарды проявляют гибкость: в зависимости от обстоятельств они могут мириться с присутствием сородичей или стремиться к обособленности. Как и ожидалось, самая большая префронтальная кора обнаружилась у львов, особенно у самок, которые охотятся вместе и должны много и эффективно взаимодействовать. Второе место заняли леопарды. К удивлению ученых, общий объем головного мозга львов не слишком отличался от размеров мозга кошек, ведущих одинокий образ жизни. Самый маленький мозг (и самая маленькая префронтальная доля) оказалась у гепарда, хотя эти кошки иногда социализируются.
/upload/iblock/23f/23f7d8ef704f9f597190f39cf370e834.jpg
Алексей Осокин Пять юных гепардов ждут, когда их мать вернется с охоты.
Сакаи пришла к выводу о том, что объем мозга диких кошек зависит не только от степени социализации, но и от других, еще не известных факторов.