Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

У шимпанзе есть чувство юмора

16 июня 2015
/upload/iblock/cf2/cf255a893701e22a55f59126a8ea0004.jpg
Фото: Leszek Leszczynski/Flickr.com
/upload/iblock/3d3/3d3ef1e63c37f3b0f93551dd0601b3d3.jpg
Фото: The_Gut/Flickr.com
/upload/iblock/f83/f83de9179675d6fd4edd430b15e9f65f.jpg
Фото: William Warby/Flickr.com
Ученые установили, что в основе улыбок шимпанзе лежат не механические движения мускулов, а эмоциональные причины – то есть приматы, как и человек, смеются над чем-то действительно смешным.
Тот факт, что некоторые животные могут «механически» смеяться, известен давно. Один из соответствующих экспериментов проводился в Университете Вашингтона. В его рамках крысы подвергались раздражителям, аналогичным щекотке, и в ответ они издавали радостные звуки. Некоторым особям так понравился процесс, что они возвращались к источнику, пытаясь снова испытать эти же ощущения. Другая научная группа из Портсмутского университета (Великобритания) в течение многих лет изучает эволюцию смеха. В 2009 году ею была проведена серия опытов, участниками которых были орангутаны, гориллы, шимпанзе и новорожденные дети. Выяснилось, что обезьяны реагируют на щекотку точно так же, как и люди. На следующем этапе ученым предстояло выяснить, является ли улыбка шимпанзе отражением тех или иных эмоций. Исследование проводилось на территории природоохранной зоны в Замбии, его результаты опубликованы в журнале PLoS One. Специалисты наблюдали за 46-ю шимпанзе (22 самца и 24 самки) в возрасте от 2 до 35 лет. Почти половина из них были рождены на воле и позже отправлены на охраняемую территорию, а остальные появились на свет уже там. В течение нескольких лет изучая поведение приматов в самых разных ситуациях, ученые нашли связь смеха и событий. Животные задействовали все те же группы лицевых мышц, что и люди, в похожих ситуациях. Помимо того, шимпанзе использовали свою богатую мимику для отражения разных эмоций – иногда это бывала просто молчаливая улыбка, точно так же, как нередко делает и человек. По мнению исследователей, это в очередной раз подтверждает, что современные приматы и люди имеют общего предка.