National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Ученые: Большой Барьерный риф не раз возрождался после массовой гибели кораллов

01 июня 2018
/upload/iblock/309/309b39315be456fabc9a289eb37d76bb.jpg
Фото: Airpano.ru
/upload/iblock/310/3108d99bbb5d8332c7ba71e4afb6a1d9.jpg
/upload/iblock/396/396e5aa20bed2dcefec1a8cea846e06b.jpg
Фото: Eulinky/Flickr.com
/upload/iblock/ffc/ffcf466c6b1bd23d1bb94adb3d750c30.jpg
/upload/iblock/eec/eec4258877434ddfe1a3b0fb96b536df.jpg
Фото: Toby Hudson/Wikipedia
/upload/iblock/f37/f372a11d8e8b4790bd4f81d0bddf6db5.jpg
Фото: Pixabay.com
На протяжении многих десятилетий ученые фиксируют признаки гибели Большого барьерного рифа. Однако за последние 30 тысяч лет он мог полностью исчезнуть – и каждый раз выживал. Может быть, ситуация не так трагична?
Большой Барьерный риф – самая большая в мире сеть коралловых рифов, расположенная у берегов Австралии. Однако его площадь стремительно сокращается: за минувшие три десятилетия экосистема потеряла значительную часть кораллов.

На риф воздействует сразу несколько факторов: тропические ураганы; морские звезды, питающихся полипами; повышение температуры воды и загрязнение океана. Все это приводит к обесцвечиванию кораллов, а это – признак того, что колонию покидают микроскопические водоросли, обитающие в их тканях. Такой коралл становится уязвимым и в скором времени погибает.

Однако Большой барьерный риф существует более 30 тысяч лет, и за это время климат на планете менялся неоднократно. Исследуя развитие рифа в исторической перспективе, международная группа ученых пробурила осадочные породы в 16 точках и взяла 20 образцов коралловых отложений, которые относятся к разным временным отрезкам. Затем были проведены изотопный, седиментологический и другие анализы, и их результат позволяет иначе взглянуть на процессы, изменяющие Большой барьерный риф.

Согласно полученным данным, система рифов пережила несколько массовых вымираний кораллов, и, кроме того, она адаптировалась к изменениям уровня моря. В частности, во время ледниковых периодов уровень моря и его температура находятся на минимальных отметках (примерно на 118 метров ниже, чем сейчас), и в это время риф «отползал» к внешней границе шельфа. Но с уходом льда и ростом температуры кораллы начинали продвигаться в обратную сторону, захватывая территории, которые становились для них комфортными. Дело в том, что подъем уровня моря приводит к увеличению скорости формирования карбонатных отложений, что ухудшает качество воды, но риф научился оперативно реагировать на новые условия. В общей сложности смена экосистем Большого барьерного рифа происходила пять раз за 30 тысяч лет. Возможно, климатические изменения, происходящие в наши дни, также станут лишь очередным вызовом, с которым уникальная коралловая экосистема сможет справиться.

Узнайте, как чувствуют себя обитатели Большого барьерного рифа.