Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Ученые обнаружили новый вид “мохнатого” краба

Дарья Желнина
25 июня 2015
/upload/iblock/06a/06a188a00a3adfc30e97dc8341c1e9f6.jpg
На груди и клешнях у крабов есть ворсинки, которые привлекают бактерии - основной источник питания.
/upload/iblock/a46/a46f5f3a9a821f8cafef7af3639abe02.jpg
Kiwa tyleri.
/upload/iblock/8a1/8a1533f77d3716ba19b2e4008b52c7be.jpg
Фото: http://journals.plos.org
Он белый. Он мохнатый. Он неуловимый. Он краб-йети. Kiwa tyleri — это новый вид десятиногих ракообразных, который был обнаружен в холодных водах Антарктики. Ранее было зафиксировано только два вида “мохнатых” крабов.
В 2010 году в поисках новых видов ученые погрузили телеуправляемый подводный аппарат в гидротермальные источники моря Скоша на глубину более 2600 метров. Там они обнаружили процветающие “колонии” крабов-йети, которые обитают в более суровых условиях, в отличие от других видов. “Мы тут же осознали, что в ходе нашего исследования нашли что-то ранее неизведанное и уникальное”, - рассказывает Свен Татж (Sven Thatje) эколог из Саутгемптонского университета в Англии. Анализ антарктических крабов показал, что этот вид на генетическом уровне отличается от остальных.
/upload/iblock/0a9/0a9cac61cdf95a8ade31adb5e6ddb960.jpg
en.wikipedia.org
Средняя температура воды на поверхности моря Скоша от 6 °C до ?1 °C, а в термальных источниках может достигать 400°C. Из-за того, что вода в районе источников быстро остывает, есть лишь небольшая территория, где крабы могут выживать. Если они подберутся слишком близко к источнику, то сгорят. А вдали от него - замерзнут. В результате, антарктические йети держатся намного ближе друг к другу, чем два других известных вида. Исследователь Свен Татж рассказывает, что они “как бобы в консервной банке” пытаются использовать каждый сантиметр. На площади в 1 квадратный метр он насчитал около 700 крабов.
Татж также обращает внимание, что строение тела позволяет им карабкаться по вертикальной поверхности источников. У Kiwa tyleri более короткие и крепкие передние конечности, и, в целом, они компактнее своих родственников. Команда исследователей также заметила несколько особей женского пола вне зоны обитания. Они предположили, что как у многих других глубоководных животных, для развития личинки краба-йети требуются более низкие температуры. Это означает, что самки идут на большую жертву, потому что холод начинает разрушать тело раньше времени. Именно поэтому они вынашивают икру только один раз в своей жизни.
/upload/iblock/089/0897ef7617dadf6753dc8669205fa921.jpg
Крабы-йети очень хорошо адаптированы к суровым условиям жизни. В местах их обитания нет света, но этим животным удалось придумать другой способ получения энергии: они выращивают еду на собственном теле. На груди и клешнях у них есть ворсинки, которые привлекают бактерии - основной источник питания крабов. Команда ученых назвали новый вид Kiwa tyleri в честь Пола Тайлера (Paul Tyler), заслуженного профессора Саутгемптонского университета и пионера глубоководных исследований.