National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Ученые связали продолжительность жизни с расходом энергии

20 января 2014
/upload/iblock/d6b/d6bab7e1ae4b7390c665487fea8c9bfc.jpg
У приматов – как обезьян, так и человека – сравнительно «замедленный» темп жизни. Они позже взрослеют, реже размножаются, но и живут значительно дольше других млекопитающих. Недавно ученым удалось понять, что именно обусловило такую разницу.
Биологи из Хантерского колледжа Городского университета Нью-Йорка под руководством профессора Германа Понтцера обнаружили прямую связь между продолжительностью жизни млекопитающих и их метаболизмом. Результаты открытия ставят под сомнение многие признанные ранее факты. В частности, было установлено, что роль физической активности в процессе сжигания калорий сильно преувеличена. Биологи изучили 17 различных видов приматов, живущих как в дикой природе, так и в неволе. Для исследований использовалась «дважды меченая вода» – изотопный метод, позволяющий с большой точностью зарегистрировать энергетические затраты. Как оказалось, все приматы – и крупные гориллы, и миниатюрные лемуры – независимо от места их обитания сжигают практически одинаковое количество калорий. Между тем, в дикой природе животные ведут значительно более активный образ жизни. Это открытие стало частью масштабного исследования, посвященного продолжительности жизни млекопитающих. В его ходе рассматривались все аспекты, такие как уровень смертности юных особей, возраст достижения половой зрелости, количество потомства и так далее. Так, стадия развития крысы в возрасте полугода эквивалентна человеческому 18-летию; двухлетняя собака «равна» человеку 18-25 лет. Между тем, макаки, имеющие массу тела от 6 до 15 килограммов, то есть сопоставимую со многими собаками, достигают половой зрелости лишь к 3-7 годам. Очевидно, что продолжительность жизни не зависит от размеров млекопитающего. В результате сравнения совокупности всех факторов стало понятно, что дело – именно в обмене веществ: приматы, в среднем, расходуют калории в два раза медленнее, чем остальные млекопитающие. Как результат, низкий расход энергии помогает этому виду медленнее расти и дольше жить. Исследования продолжаются. В перспективе они помогут понять причины возникновения заболеваний, связанных с обменом веществ, а также внести вклад в увеличение продолжительности жизни человека.