Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Природа

Ученые вывели ящерицу-альбиноса с помощью редактирования генома

National Geographic Россия
28 августа 2019
Ящерица-альбинос
Фото: Doug Menke/Cell Press
Биологи использовали генную технологию CRISPR-Cas9 для проведения сложнейшего эксперимента.

Мощная технология редактирования генов, известная как CRISPR, привела к большим прорывам в редактировании генов у мышей и растений, но заставить ее работать с рептилиями казалось невозможным из-за ключевых репродуктивных различий.

Группе ученых из Университета Джорджии удалось впервые успешно выполнить редактирование генов у рептилий, для создания двух ящериц-альбиносов размером с указательный палец человека. Ученые использовали для эксперимента яйцеклетки коричневых анолисов.

«Редактирование ДНК в клетках млекопитающих стало практически рутиной, когда появились такие мощные инструменты, как CRISPR-Cas9. Но если говорить о рептилиях, то здесь все сложнее. У ящериц сперма долго хранится в яйцеводах, но оплодотворение не происходит. То есть, очень трудно выбрать момент, когда нужно задействовать систему CRISPR-Cas9», – объяснил автор исследования Даг Менке.

«Если вы попытаетесь сделать это после оплодотворения, миллионы клеток уже вырастут, и попытка проникнуть через кожистую, гибкую оболочку на этом этапе может убить эмбрион», – добавил Менке.

Альтернатива состоит в том, чтобы задействовать CRISPR до оплодотворения, но слишком раннее введение реагентов CRISPR будет означать, что они потрачены впустую. Поскольку сперматозоиды длительное время хранятся в яйцеводах самок, было трудно догадаться, когда произойдет оплодотворение.

Менке и его коллеги заметили, что прозрачная мембрана над яичником позволяет им обнаружить, какие яйцеклетки будут оплодотворены в следующий раз, и решили ввести реагенты CRISPR непосредственно перед тем, как это произошло. Мало того, что это сработало, но, к их удивлению, генные изменения оказались как в материнской линии, так и в отцовской ДНК, а не только в первой, как предполагалось.

По словам Менке, исследование показало, что изменение гена tyr, контролирующего окраску ящериц и приводящего к альбинизму, не является летальным для животного.

Наконец, люди с альбинизмом часто имеют проблемы со зрением, и исследователи могут использовать ящериц в качестве модели для изучения того, как ген влияет на развитие сетчатки.

Ящерицы, которые умеют дышать под водой: видео