Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Ученые выяснили, как бражники используют гениталии против летучих мышей

Софья Демьянец
11 июля 2013
/upload/iblock/3ba/3ba7b83b1cfc53e23bf4d7d05e8f6c34.jpg
Бражник Theretra nessus. Автор: goldentakin.
Согласно новому исследованию, бражники с острова Калимантан своими гениталиями издают ультразвук, который сбивает с толку их главных хищников, летучих мышей.
В процессе эволюции мотыльки и летучие мыши приобрели множество «приспособлений» для борьбы друг с другом. Как известно, летучие мыши обладают эхолокацией, которая позволяет им издавать пронзительные звуки, а затем улавливать звуковые волны, которые отразились от находящегося рядом предмета или пролетающей мимо добычи. А некоторые мотыльки приобрели довольно необычную способность – использовать вибрацию гениталий. Джесси Барбер, эколог из университета штата Айдахо в Бойсе, обнаружил, что подобным умением обладают бражники. Это открытие он совершил, когда исследовал в естественной среде обитания бражников трех видов: Cechenena lineosa, Theretra boisduvalli и Theretra nessus. Ученый с помощью специальной камеры и микрофонов записал звуки, которые издают эти мотыльки во время полета. А также проиграл им предварительно записанный ультразвук, который производит летучая мышь во время охоты. Конечно же, услышав эту запись, бражники начали издавать свой ультразвуковой сигнал, а замедлив снятое видео, ученый смог увидеть, как именно они его производят. Самцы делали это с помощью похожего на миниатюрный крючок органа, которым удерживают самок во время спаривания: они трут им о свое чешуйчатое брюшко, благодаря чему возникает необходимый звук. А самки выпячивали и снова прятали свой половой орган, также вызывая трение его о чешуйки и производя ультразвук. Ученый пока точно не знает, как именно используется этот ультразвук. Однако он предполагает, что этот сигнал нужен для того, чтобы напугать или предупредить летучую мышь, о том, что перед ним несъедобная добыча. Источник: Hawkmoths produce anti-bat ultrasound.