Журнал №190, июль 2019

Украсть ради любви

Софья Демьянец
12 августа 2013
/upload/iblock/50a/50a42569b53fb89e3b0a1114511ca419.jpg
Муха Hylobittacus apicalis. Автор фото: Cody Hough.
Самцы Hylobittacus apicalis воруют брачные подарки у других самцов своего вида, прикидываясь самкой.
У одного из видов скорпионовых мух, Hylobittacus apicalis, наблюдается весьма интересное брачное поведение. Так, если в популяции этого вида много самцов, самки имеют возможность выбора партнеров. Поэтому, чтобы произвести впечатление на самку, потенциальные партнеры ловят добычу и, держа её в задних лапках, совершают короткий полет перед самками. Затем, после этого полета, самец приземляется и, потерев передними лапками железы на брюшке, начинает испускать феромоны. Когда самка сделала выбор и готова получить брачный дар (добычу самца), она сигнализирует об этом, опуская крылья вниз. И после того, как муха взяла добычу, самец начинает с ней спариваться. В этот момент очень важен размер подарка. Ведь если добыча будет недостаточно большой, самка быстро её съест и прервет спаривание, предотвратив тем самым полную передачу генетического материала самца. Подходящий размер добычи обеспечивает спаривание в течение 20 минут. Однако самое интересное в брачном поведении этих мух происходит тогда, когда некоторые самцы, вместо того, чтобы ловить добычу самостоятельно, пытаются украсть её у других мух. Это случается, если самец встречает другого самца или спаривающуюся самку с добычей. Причем, иногда, пытаясь украсть добычу у уже спаривающейся самки, самец-вор начинает спариваться с ней сам. Кроме того, у мух существует и другая тактика кражи подарков. Так, некоторые самцы имитируют поведение самок. Они так же, как и самки, опускают крылья вниз, давая понять самцу, что они готовы к спариванию. Затем обманутый самец дарит добычу самцу, который притворяется самкой, а тот в свою очередь начинает её поедать. Примерно через 2 минуты самец, которого обманули, понимает это и пытается отнять добычу у самца-вора. По подсчетам ученых, приблизительно 66% краж с помощью такой тактики оказываются безуспешными (обманутый самец забирает назад свой подарок у самца-вора), а в остальных случаях похитителю удается улететь с добычей на поиски партнерши.