№ 1 (10)

Март – апрель

Russian Traveler №1(10) 2024

Убить за 1/8 секунды: как охотятся «сверхскоростные» пауки?

Настенные пауки-крабы (лат. Selenopidae) применяют уникальную технику и молниеносно уничтожают своих жертв. За десятые доли секунды они успевают развернуть ноги на 180 градусов, схватить добычу и вонзить в нее челюсти.

На вопрос, какое животное является самым быстрым в мире, большинство людей наверняка ответит «гепард». И это верно, но такая характеристика относится лишь к его бегу: хищник может развивать скорость до 128 км/ч!  А вот рекорды по скорости охоты ставят пауки: некоторые из них способны уничтожить добычу за 1/8 секунды!

Ученые доказали, что некоторые виды пауков, например, мецизмохенидовые (лат. Mecysmaucheniidae) могут двигать челюстями со скоростью молнии, нанося удар за 0,12 миллисекунды. Это остается непревзойденным рекордом в мире живой природы.

Представители другого вида, настенные пауки-крабы (лат. Selenopidae), при охоте применяют уникальную технику и делают это почти так же быстро. Поведение членистоногих изучили ученые-арахнологи из нескольких калифорнийских научных учреждений.

Семейство пауков-крабов получило свое имя из-за необычной манеры передвижения: они способны ходить боком и задом, отличаясь при этом невероятно высокой проворностью. Установив видеокамеры, а затем просматривая записи в замедленном режиме, арахнологи обнаружили, что всего за 1/8 секунды пауки успевают развернуть ноги на 180 градусов, схватить добычу и вонзить в нее челюсти.

Такой маневр паук совершает благодаря уникальной анатомии ног: ближайшая к жертве конечность играет роль своеобразного рычага, с помощью которого животное поднимает свое тело и перебрасывает в сторону добычи. Одновременно ноги, расположенные на противоположной стороне тела, отталкивают его от земли, создавая крутящий момент, а затем паук стремительно поджимает их, напоминая вращающегося фигуриста.

Отлаженный эволюцией механизм позволяет пауку разворачиваться на 40% быстрее, чем это делают другие насекомые сопоставимых размеров. При этом прыжок не является рефлекторным: животное точно знает, где находится жертва, и рассчитывает силу разворота и прыжка соответственно расстоянию.

В будущем анализ движений этих животных может быть использован, например, при создании более маневренных роботов, имеющих несколько точек опоры.

Изучение особенностей животных часто помогает усовершенствовать современные приборы: такой подход называется бионикой. К примеру, благодаря исследованию структуры переливающихся чешуек пауков рода Maratus ученые придумали, как уменьшить размеры спектрометров.

Наблюдая за пауками, люди еще в древности научились плести сети, а несколько веков спустя создали эластичный бинт, который легко отделяется от раны, а также кевлар, который в сочетании с бронежилетами способен создать крепкую защиту. Все дело в том, что паутина, которую создают пауки, очень крепкая, легкая и эластичная.