Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Упрощение вместо развития: как животное превращается в примитивного паразита

19 ноября 2015
/upload/iblock/762/762a1bc8640eda1a5d9dd052c45d3ead.jpg
Споры Myxozoa в тканях рыбы
Фото: Achim Raschka/Wikipedia
/upload/iblock/158/158321df001a3a83ec69d81248651b85.jpg
Представитель стрекающих: медуза
Фото: Derek Keats/Flickr.com
Ученым удалось доказать, что беспозвоночные паразиты Myxozoa находятся в близком родстве с многоклеточными животными. Это открытие меняет научные представления о животном мире, поскольку доказывает «обратную эволюцию»: упрощение вместо развития.
Myxozoa - тип беспозвоночных, паразитирующих в организмах рыб, малощетинковых червей и пресноводных мшанок. Их паразитические (вегетативные) стадии имеют форму плазмодия, локализуясь в полостях и тканях хозяина. Долгое время Myxozoa рассматривались в числе простейших. Гипотеза о родстве Myxozoa со стрекающими (Cnidaria), куда входят медузы, коралловые полипы и анемоны, впервые была высказана в 70-x годах XX века. В результате продолжительных научных исследований она была доказана. Научную работу провели специалисты из Университета Канзаса; ее результаты опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Ученые установили, что в ходе эволюции Myxozoa в 20-40 раз уменьшили свой геном по сравнению с медузами и другими стрекающими. В результате эти паразиты являются обладателями 10-20 миллионов базовых пар оснований сравнительно с 300 миллионами у среднего представителя стрекающих.
У современных Myxozoa отсутствуют гомеозисные гены (Hox-гены), определяющие процессы роста и дифференцировки в организме. Между тем Hox-гены есть даже у самых примитивных многоклеточных организмов - таких как гребневики (Ctenophora) или кишечнополостные (Cnidaria). Кроме того, Myxozoa уменьшили количество своих клеток с нескольких миллионов до нескольких штук. При этом, однако, они сохранили книдоциты (или нематоциты), что и позволяет отнести их к стрекающим. Эти клетки содержат специфическую внутриклеточную органеллу «книдоцист» (или «нематоцист»), которая отвечает за поражение врага или пищевого объекта. Авторы исследования отмечают, что наука впервые сталкивается с таким «обратным» путем эволюции. При этом не исключается, что он может встречаться чаще, а пока просто мало изучен.