Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Уши помогают летучим мышам при полете

10 мая 2016
/upload/iblock/b25/b252196831499bd886bb315933e5a6c2.jpg
Фото: Mnolf/Wikipedia
/upload/iblock/d06/d06cc747372a383cb76a116c5dad1dd7.jpg
Фото: Biodiversity Heritage Library/Flickr.com
Некоторые виды летучих мышей используют при полете свои уши как подспорье крыльям. Изучив эту особенность, ученые предлагают использовать ее при разработках моделей беспилотных летательных аппаратов.
Исследование провели биологи из Лундского университета в Швеции; его результаты опубликованы в журнале Scientific Reports. Специалисты изучали технику полета гладконосых летучих мышей, отличающихся наличием гигантских ушных раковин. За эту особенность они получили родовое название ушаны (Plecotus). Эксперименты проводились в лабораторных условиях: бурые ушаны (Plecotus auritus) помещались в аэродинамическую трубу. В результате ученые установили, что подъемную силу генерируют не только крылья, но и все тело, включая ушные раковины. Уши направляются вперед и слегка в стороны, перераспределяя потоки воздуха таким образом, чтобы взлетать было легче. У прочих летучих мышей ушные раковины используются при эхолокации, но на эффективность полета они влияния не оказывают. Еще одним новым знанием оказался сам принцип полета: поступательное движение у бурых ушанов генерируется в момент, когда крылья располагаются максимально высоко и далеко от тела. Эти особенности аэродинамики могут оказаться полезны при разработке микродронов, от которых требуется точное маневрирование. Узнайте, почему летучие мыши приземляются вниз головой.