Журнал №193, октябрь 2019
Природа

Ускользающая красота. 5 растений, которых могут не увидеть наши внуки

17 августа 2015
/upload/iblock/e4e/e4e9d52699f21b5debdfcedd62949f65.jpg
Непентес Аттенборо (Nepenthes attenboroughii)
Фото: Dr. Alastair Robinson/Wikipedia
/upload/iblock/213/213f55e35a07bea0a4a80fa0acd2b4c1.jpg
Tahina spectabilis - «пальма-самоубийца»
Фото: Henri Mercier/Wikipedia
/upload/iblock/df8/df86c4877bf28cc51035883446921064.jpg
Ризантелла Гарднера (Rhizanthella gardneri)
Фото: Jean and Fred/Flickr.com
/upload/iblock/0a8/0a856646cefd6b7ccae133e77f777a28.jpg
Медузагина супротивнолистная (Medusagyne oppositifolia)
Фото: Mbz1/Wikipedia
/upload/iblock/069/0697a737fb856e12f77d862713e77d80.jpg
Маммиллярия Эрреры (Mammillaria herrerae)
Фото: Michael WolfWikipedia
Множество видов животных находится в наши дни на грани исчезновения. Такая же ситуация сложилась и в растительном мире. Узнайте о нескольких редких растениях – порою их численность достигает лишь нескольких десятков экземпляров.
1. Непентес Аттенборо (Nepenthes attenboroughii) растет на филиппинском острове Палаван и на склонах горы Виктория. Этот кустарник, достигающий в высоту 1,5 метров, питается насекомыми, попадающими в его ловушку, напоминающую по форме кувшинчик. Средние размеры «кувшинчика» – около 25 см в длину и 12 см в ширину. Крупнейший из найденных «кувшинчиков» растений этого вида имел объем 1,5 литра – это самая вместительная ловушка среди насекомоядных растений. Были отмечены случаи, когда в такую емкость попадали и небольшие грызуны.

По классификации Международного союза охраны природы, непентес Аттенборо является исчезающим видом – из-за небольшого ареала своего распространения в сочетании с браконьерством.

2. Растущая только в районе Аналалавы на северо-западе Мадагаскара пальма Tahina имеет альтернативное название «пальма-самоубийца». С высотой около 18 метров – это самая крупная пальма на острове. Практически все время жизни Tahina spectabilis не плодоносит, расцветая только перед своей гибелью – приблизительно в возрасте 30-50 лет. Процесс плодоношения отнимает у растения слишком много энергии, и завершив его, оно полностью высыхает и разрушается.

В 2012 году вид Tahina spectabilis получил статус вида, находящегося на грани исчезновения, согласно классификации Международного союза охраны природы. На фоне медленного собственного воспроизводства, значительную угрозу представляют активная вырубка джунглей и лесные пожары. По данным за 2012 год, на Мадагаскаре произрастало лишь 30 взрослых «пальм-самоубийц».

3. Входящая в семейство Орхидные ризантелла Гарднера (Rhizanthella gardneri) отличается от других орхидей тем, что обитает под землей. Период цветения приходится на май-июнь; соцветие содержит от от 8 до 90 темно-бордовых цветков, источающих запах формалина.

Поскольку растение не может черпать энергию из солнечного света, оно подпитывается паразитирующими на нем грибами. Ризантелла Гарднера относится к видам, находящимся на грани исчезновения: этот эндемик Западной Австралии представлен лишь 50 колониями.

4. Медузагина супротивнолистная (Medusagyne oppositifolia) является единственным представителем семейства Медузагиновые (Medusagynaceae). Своим названием растение обязано сходству плодов с медузой. Дерево, достигающее в высоту 9 метров, встречается только на сейшельском острове Маэ, где произрастает в труднодоступных расщелинах скал. Оно считалось вымершим, пока не было заново открыто в 1970-х годах. В настоящее время насчитывается до 90 взрослых деревьев, и многие из них уже утратили способность к плодоношению.

5. Маммиллярия Эрреры (Mammillaria herrerae), кактус из рода Маммиллярия, в диком виде можно встретить лишь в окрестностях города Кадерейта мексиканского штата Керетаро. Его миниатюрный, до 3,5 см в диаметре, стебель, в период цветения покрывается красными или розовыми цветами размером около 2,5 см. Красивый и простой в уходе кактус стал крайне популярен среди любителей комнатных растений. Как результат, за последние 20 лет численность дикорастущией маммиллярии Эрреры уменьшилась на 90%.

Узнайте о редких растениях Малайзии; познакомьтесь с растениями-хищниками.