Журнал №190, июль 2019

24 сентября 2012
/upload/iblock/207/207eeb1e7f6e925874537777d0a05737.jpg
Ужасный листолаз.
/upload/iblock/941/941e1b26811b9c17c9d0494ecc87ce54.jpg
Самая ядовитая лягушка в мире.
/upload/iblock/33a/33a43ea6292c85b30c77f1c76ca95921.jpg
Светло-зеленый ужасный листолаз. Автор: H. Zell.
Ужасный листолаз – самая ядовитая лягушка в мире.

Ужасный листолаз (Phyllobates terribilis) – одно из самых ядовитых животных на Земле и самая ядовитая лягушка из известных науке. Её кожа покрыта сильнейшим ядом - батрахотоксином. Одна особь обладает достаточным количеством яда для того, чтобы смертельно отравить 10 взрослых мужчин! Коренной народ Колумбии – эмбера – на протяжении веков использовал мощный яд ужасных листолазов для смазывания им наконечников стрел.

Эти яркие земноводные не превышают 2,5 см в длину и обитают в тропических лесах на небольшой территории тихоокеанского побережья Колумбии. И хотя их численность на этом маленьком участке земли достаточно велика, постоянная вырубка лесов и загрязнение окружающей среды ставит этих животных под угрозу вымирания.

Окраска ужасного листолаза, которая может быть желтой, оранжевой или светло-зеленой, призвана «предупреждать» неприятелей об их ядовитости. Однако у лягушек всё же есть враг, который отличается устойчивостью к их яду, – это змея коста-риканский леймадофис (Leimadophis epinephelus).

До сих пор ученые точно не знают, откуда ужасный листолаз получает свой яд. Согласно более распространенной версии, лягушки получают его от насекомых, которыми питаются. Среди них, по мнению исследователей, может быть и небольшой жук из семейства мелирид, который производит тот же токсин, что имеется на коже ужасного листолаза.

Ужасные листолазы – очень активные животные, и потому они часто едят. А трехдневная голодовка способна не только ослабить упитанную особь, но и стать причиной её гибели.