Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

В аэропортах США ловят и отпускают на волю полярных сов

12 декабря 2013
/upload/iblock/162/1622e296adb5a274f1f92b6dcd981e8c.jpg
Полярные совы облюбовали летные поля американских аэропортов. Для того чтобы при столкновении с лайнерами не пострадали ни люди, ни птицы, было решено отлавливать и затем перевозить сов в их естественную среду обитания.
За последние два десятка лет ежедневно минимум один лайнер совершает вынужденную посадку из-за столкновения с птицами. По вине птиц иногда случаются и катастрофы. Федеральное управление гражданской авиации США называет 482 вида птиц - участниц авиаинцидентов. Это гагары, скворцы, пеликаны, бакланы, цапли, аисты, лебеди, утки, коршуны, ястребы, синицы, колибри, попугаи и многие другие. Нынешней осенью в аэропортах Нью-Йорка отмечают особенно высокую активность полярных сов: из-за климатических изменений и нехватки пищи они сместились южнее своего привычного ареала обитания. Но это привело к частым случаям столкновения с самолетами. Только за последние две недели в аэропортах имени Джона Кеннеди, Ла-Гуардия и Ньюарк-Либерти было зарегистрировано пять подобных происшествий. Несколько птиц было застрелено прямо на летном поле, что незамедлительно вызвало массу протестов со стороны общественности и экологов. Администрация аэропортов пояснила, что «совиная угроза» - новый и неожиданный фактор, к которому воздушные ворота оказались не готовы. Эти птицы крупнее чаек и других постоянных «врагов» авиалайнеров; обычные ловушки и звуковые сигналы на них не действуют. Между тем, количество сов над летным полем иногда «напоминает метеоритный дождь». На ситуацию откликнулись специалисты аэропорта Логан в Бостоне. Здесь в течение как минимум 10 лет приходится бороться с совами, и уже разработан наиболее эффективный ход: программа «переселения птиц, являющихся привычными обитателями тундры». Продолжают использоваться и звуковые сигналы, однако основная ставка делается именно на отлов и последующий выпуск сов в их естественную среду обитания. Представители бостонского аэропорта оценивают число выпущенных ими сов в пять сотен. Теперь, при поддержке Департамента охраны окружающей среды, эта программа будет реализована и в нью-йоркских аэропортах.