Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

В Андах обнаружили огромное озеро под вулканом

Популярная Механика
08 ноября 2016
/upload/iblock/f7e/f7ee94d84729306189a21b57c567aa74.jpg
Альтиплано. Вид на вулкан Утурунку.
Фото: Алексей Заводский
Под спящим вулканом в Андах геологи обнаружили огромное озеро; ученые считают, что наша планета может быть усыпана вулканами с подземными озерами под ними.
Джон Бланди (Jon Blundy) из Бристольского университета вместе с коллегами обнаружил озеро, исследуя «аномальную зону», расположенную на глубине 15 000 метров под подножием спящего вулкана Утурунку в боливийских Андах. В отличие от окружающей магмы, слой вещества в «аномальной зоне» ощутимо замедлял сейсмические толчки и проводил электричество. Команда Бланли взяла образцы застывшей магмы, выплеснувшейся из жерла вулкана около 500 000 лет назад, и смешала ее расплав с водой в разных пропорциях, создав в лаборатории условия, аналогичные тем, что должны быть на глубине 15 километров. Давление там превышает атмосферное в 30 000 раз, а температура достигает 1500 °C. Один из вариантов смеси точно соответствовал параметрам «аномальной зоны» — в частности, электропроводности. Массовая доля воды в этой смеси составляет от 8 до 10 процентов. Учитывая общий объем зоны, который приближается к 500 000 кубических километров, объем воды в нем должен соответствовать объему воды в озере Великом или Гурон. Подобные аномалии были выявлены геологами под вулканами в Новой Зеландии и в Северной Америке. Под слоем каменных пород скрывается, возможно, больше воды, чем на поверхности Земли: геологи из Северо-Западного университета США уже обнаружили на глубине 700 километров водяную линзу, объем воды в которой как минимум сравним с объемом воды в мировом океане. Такие открытия служат подтверждением теории о том, что земная вода происходит из вещества, из которого образовалась наша планета, а не была принесена ледяными метеоритами. Однако о том, чтобы извлечь воду, скрытую в земной коре, можно забыть, считают ученые. Вода в озере под вулканом Утурунку растворена в магме, раскаленной до 1000 °C, и достать ее оттуда не представляется возможным.

Власти Малайзии: оскорбительная фотосессия туристов стала причиной землетрясения