Природа

National Geographic Россия
16 февраля 2021
_-.jpg
Фото: Anna Soina / Национальный антарктический научный центр
Это произошло возле украинской научно-исследовательской станции «Академик Вернадский».

Сотрудники Национального антарктического научного центра отмечают, что такое явление не является редкостью для завершающего периода антарктического лета. Ровно то же самое происходило возле станции в прошлом году.

«Такая окраска появляется в результате развития в снегу микроскопических водорослей. Они размножаются спорами, которые не боятся экстремальных температур и хранятся в снегу на протяжении всей длительной зимы. Когда погодные условия становятся благоприятными, споры начинают прорастать.

Зеленый цвет дает пигмент хлорофилл, а красный — каротиновой слой, который содержат клетки некоторых видов микроводорослей. Кстати, этот слой защищает водоросли от ультрафиолетового излучения», — говорится в сообщении центра в Facebook.

Отмечается, что «цветение снега» способствует изменению климата, поскольку из-за окраски снег отражает меньше солнечного света и быстрее тает. В результате в нем развивается все больше ярких водорослей, что снова приводит к ускоренному таянию.

Директор Национального антарктического научного центра (НАНЦ) Евгений Дикий заявил, что сообщения о «цветении снега» заинтересовали ученых из Университета Кембриджа. Исследователи хотят определить, какая площадь Антарктиды летом покрывается цветным снегом. Работа будет проводиться совместно с сотрудниками НАНЦ.

«Начать исследования планируется вскоре, оно будет происходить через верификацию на месте спутниковых снимков. Результаты этой работы позволят по-новому оценить масштаб таяния антарктических снегов в результате глобального потепления», — говорит Дикий.

Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что цветение снежных водорослей может уменьшить количество света, отраженного от снега (также известного как альбедо), до 13% в течение одного сезона таяния в Арктике. Это неизбежно увеличит скорость таяния снежного покрова.

А в 2017 году ученые-экологи подсчитали, что микробные сообщества, включающие Chlamydomonas nivalis, внесли вклад в более чем шестую часть таяния снега в местах их присутствия на ледяных полях Аляски.

Посмотрите, как аллигаторы гуляют по снегу.

Ветер крепчает: как создаются российские ветропарки