Журнал №190, июль 2019

/upload/iblock/74b/74b04e2c96b1ef647f79ca8d2d5356f5.jpg
Фото: Liam Quinn/Wikipedia
/upload/iblock/d5c/d5ccf06bac68199d32fc191e1f6e8156.jpg
Фото: Murray Foubister/Wikipedia
Одна из колоний пингвинов Адели, обитающих в Антарктиде, лишилась будущего: в этом году здесь погибли практически все птенцы. Ученые считают причиной климатические изменения.
В настоящее время пингвины Адели (лат Pygoscelis adeliae) являются довольно многочисленными птицами: на побережье Антарктиды и ближайших к материку островах в общей сложности обитает более около 3,8 млн пар.

В международной Красной книге они числятся видом, сталкивающимся с минимальными рисками, однако вскоре это может быть пересмотрено: перемены климата вызывают массовую гибель этих птиц.

Минувший сезон размножения стал катастрофическим для одной из популяций, насчитывающей 18 000 пар. В районе их обитания вырос необычно толстый массив льда, и это заставило взрослых особей отправляться за пищей дальше, чем обычно. Когда они вернулись обратно – их ждали опустевшие гнезда: из тысяч птенцов в живых осталось лишь два. Все остальные малыши, а также взрослые, оставшиеся за ними присматривать, умерли от голода.

Наблюдения за пингвинами Адели ведутся с 1960-х годов, и нынешняя экологическая катастрофа – уже вторая за этот период. При этом предыдущая массовая гибель была зафиксирована лишь 4 года назад: тогда птенцы погибли от переохлаждения после того, как заморозки внезапно сменились дождем.

Пингвины Адели живут на льдинах, выходя на побережье для размножения. С уменьшением ледяного покрова в Антарктиде численность пингвинов Адели за последние 25 лет снизилась на 65%.

Ученые подчеркивают, что толщина антарктического льда на протяжении года меняется, но новые климатические условия делают эти колебания экстремальными. По прогнозам, к концу XXI века около 60% привычных для пингвинов Адели мест обитания станет непригодным из-за отсутствия льда, дождей или рекордных морозов.

Биологи не могут повлиять на толщину ледового покрова, но они напоминают, что некоторые меры по спасению пингвинов предпринять можно. В первую очередь следует запретить промысел криля в этих районах, и тогда птицам станет легче добывать пропитание.

Узнайте, как айсберг погубил тысячи пингвинов.