Журнал №190, июль 2019
Природа

В Европе гибнут огненные саламандры

05 сентября 2013
/upload/iblock/05c/05c8e3a2dac3efc74ec9fce1a3b80c2d.jpg
Огненная саламандра (Salamandra salamandra). Автор фото: William Warby.
Резко сокращается популяция огненных саламандр на территории Европы. Причиной оказалась инфекция, к которой ранее эти земноводные были устойчивы.
Огненная (пятнистая или обыкновенная) саламандра (лат. Salamandra salamandra) — вид хвостатых земноводных. Они имеют заметную яркую черно-желтую окраску, достигают 23 сантиметров в длину и отличаются большой продолжительностью жизни: до 14 лет в условиях дикой природы. Вид впервые был описан в 1758 году шведским натуралистом Карлом Линнеем.

Огненные саламандры обитают во многих странах Европы, от Португалии до Западной Украины. Однако в Нидерландах, начиная с 2010 года, экологи стали замечать необычно много мертвых саламандр, а к 2013 году их осталось лишь 4% от прежнего количества. Исследованием причин занялись ученые из Нидерландов и Великобритании.

По результатам анализов выяснилось, что саламандры гибнут от нового вида грибка, который был назван Batrachochytrium salamandrivorans (дословно - «пожиратель саламандр»). Он является модификацией уже известного ученым грибка Batrachochytrium dendrobatidis, впервые обнаруженного в 1998 году. Его называют «грибком-убийцей»: считается, что Batrachochytrium dendrobatidis, появившись в Африке и распространяясь в сопредельных регионах, уничтожил около 200 видов земноводных по всему миру.

Между тем огненные саламандры и другие земноводные, пережив эпидемию Batrachochytrium dendrobatidis, выработали к грибку своеобразный иммунитет, а также переселились в области, где вспышек заболевания не отмечалось: в Северную Европу. Поэтому появление в Нидерландах нового «грибка-убийцы», Batrachochytrium salamandrivorans, тревожит ученых и экологов.

К настоящему времени установлено, что инфекция поражает лишь огненных саламандр, а некоторые виды жаб от нее не страдают. Кроме того, у сотни пойманных на территории Бельгии саламандр грибка не обнаружено.

Возможно, эпидемия Batrachochytrium salamandrivorans окажется локальной и не нанесет такого же урона, как произошло с его предшественником. Ученые уже взяли всех найденных голландских саламандр под защиту. Одновременно продолжаются исследования оценки уровня опасности, поскольку ни масштаб распространения грибка, ни полный список видов земноводных, которые к нему уязвимы, точно не известны.