Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

В Индонезии нашли «носорогих драконов»

Анастасия Крутикова
10 июня 2020
ящерка1.jpg
Фото: C.A. PUTRA ET AL/TAPROBANICA: THE JOURNAL OF ASIAN BIODIVERSITY, 2020
Этих ящериц не видели больше ста лет.

В конце XIX века итальянский ученый Элио Модильяни привез из тропических индонезийских лесов в родную Геную и описал дивную ящерку из рода Harpesaurus из семейства агамовых (Agamidae). Ее так и назвали в честь зоолога: ящерица Модильяни (Harpesaurus modiglianii), когда давали рептилии официальное таксономическое описание в 1933 году, основываясь на привезенном итальянцем образце.

До сих пор чучело ящерицы, которое и поныне хранится в музее, оставалось единственным доказательством того, что такие ящерицы как отдельный вид действительно существуют: больше их не встречал никто за 130 лет. Хотя животные они приметные: попробуй не заметить рептилию с отростком-«рогом» на кончике носа!

ящерка.jpg
C.A. PUTRA ET AL/TAPROBANICA: THE JOURNAL OF ASIAN BIODIVERSITY, 2020, ANNALI DEL MUSEO CIVICO DI ST

В 2018 году на Суматре, у затопленной вулканической кальдеры, биолог Чедунаса Адха Путра нашел тельце погибшей ящерицы с «необычными морфологическими особенностями» — пресмыкающееся скончалось совсем недавно. Не будучи уверенным в видовой принадлежности животного, мужчина обратился к герпетологу: тот сравнил ящерицу с музейным экземпляром в Италии и узнал в ней «носорогого дракона», которого многие готовы были считать вымершим.

Воодушевленный ученый попросил Путру отправиться туда, где он нашел ящерицу, и поискать других рептилий, похожих на нее. Мужчине улыбнулась удача и вскоре он нашел спящую на дереве особь H. modiglianii на высоте 1675 метров над уровнем моря. Он измерил его, сфотографировал и наблюдал за его повадками, прежде чем выпустить обратно в дикую природу в ту же ночь. В своей статье они предоставили первые данные о месте обитания этих ящериц, и их описание.

ящрки.png
C.A. PUTRA ET AL/TAPROBANICA: THE JOURNAL OF ASIAN BIODIVERSITY, 2020

Чучело ящерицы из итальянского музея, привезенное Модильяни 130 лет назад, выцвело и было бледно-голубым (такой ящерицу изображали и на рисунках), но теперь известно, что естественный цвет этих «рогатых» рептилий в основном ярко-зеленый. Исследователи сообщают, что маскировочное поведение этих животных на деревьях похоже на поведение хамелеонов: обычно ярко-зеленые, ящерицы быстро бледнеют и теряются на фоне коры и листьев, если им угрожает опасность.

Хотя ученые в восторге от свой находки, они беспокоятся о будущем редчайшего вида.  «Живая ящерица была найдена за пределами охраняемой территории, а поблизости происходит массовая вырубка лесов», — говорит герпетолог Амарасингхе. Однако исследователи надеются, что повторное открытие этого вида поможет изучить его лучше и предпринять меры по сохранению рептилий.

Шай Мейри, герпетолог из Тель-Авивского университета, ранее отметил, что многие агамовые ящерицы (которых также называют ящерицами-драконами) живут в труднодоступных местах, что затрудняет изучение рептилий. По словам Мейри, существует 30 видов агамовых ящериц, которые не замечали ни разу с тех пор, как они были впервые описаны, и 19 видов, которые извстны только благодаря одному-единственному экземпляру.

Узнайте о том, как цвет вашей одежды может влиять на ящериц.

В Индонезии обнаружена землеройка с необычайно волосатым хвостом