Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

В Хорватии найдена слепая прозрачная улитка

16 сентября 2013
/upload/iblock/252/25255bac698147b4011e81bbbabf95ac.jpg
Улитки рода Zospeum. Автор фото: Francisco Welter Schultes.
/upload/iblock/e95/e951945d294f8271f77fffeb6d625d73.png
Пещера, в которой был найден новый вид, находится на территории хорватского национального парка Северный Велебит.
В хорватской пещере, на глубине почти 1000 метров, найден новый вид улиток. Они полностью лишены зрения и способны жить только в темноте.
В расположенной на западе Хорватии Лукиной пещере ученые обнаружили новый вид наземных дышащих воздухом улиток, получивший название Zospeum tholussum. Немецкие спелеологи, измерявшие Лукину пещеру – одну из двадцати глубочайших пещер мира - собирали встречающихся им по пути представителей фауны, поскольку это иногда позволяет открыть новые виды. Так произошло и на этот раз. Zospeum tholussum – одна живая особь и несколько пустых ракушек - найдены на глубине 980 метров, вблизи небольшого ручья в зале, полном камней и песка. Как и остальные представители рода Zospeum, tholussum (от латинского слова «купол») имеет ограниченные двигательные возможности. По мнению ученых, самостоятельно эти улитки передвигаются максимум на несколько сантиметров в день, однако они активно используют «подручные средства» - от ручьев до летучих мышей. Улитки Zospeum tholussum лишены способности видеть. Как поясняют исследователи, этот вид относится к эвтроглобионтам – подземным жителям, в ходе эволюции потерявшим визуальную ориентацию и окраску. Подробное описание Zospeum tholussum опубликовано в научном журнале Subterranean Biology. Глубочайшая в Хорватии, Лукина пещера (Lukina jama), по разным данным, имеет глубину от 1392 до 1421 метра. Она отличается вертикальным строением и тремя разновидностями микроклимата (от +1°С до +4°С), что делает ее интересным местом для изучения биоразнообразия.