Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
Илийская пищуха – кто она?
30 марта 2015
Экологам впервые за десятки лет удалось заметить одно из наиболее скрытных существ на планете – илийскую пищуху. Это млекопитающее отряда зайцеобразные живет только в Китае и встречается еще реже, чем панда.
Пищухи – маленькие, внешне напоминающие хомяков животные. Эти близкие родственники зайцев имеют короткие лапки, округлые уши и крохотные хвосты. Учеными выделены десятки видов пищух, обитающих в разных уголках нашей планеты. Илийская пищуха (Ili Pika) живет в горных районах Китая на высотах от 2800 до 4100 метров. Китайский эколог Ли Вэйдун впервые заметил илийскую пищуху в 1983 году. Он описал ее как 20-сантиметровое животное с длинными ушами и небольшими коричневыми пятнышками на сером меховом покрове. Выйдя на пенсию, Ли Вэйдун все свое свободное время посвятил попыткам новой встречи с таинственным зверьком. Помощь ему оказала команда добровольцев, расставившая фотоловушки во всех возможных местах обитания илийской пищухи.
/upload/iblock/283/2838204820a2c853dd5909bffa895a2c.jpg
Миссия увенчалась успехом лишь летом 2014 года: пищуху зафиксировала камера, установленная в Или-Казахском автономном округе на северо-западе Китая. Рассказав о находке различным СМИ, в том числе National Geographic, эколог призвал к защите уникального представителя китайской фауны. Даже обитающие в этой стране панды, являющиеся редким видом животных, насчитывают в общей сложности до 1600 особей, тогда как количество пищух значительно ниже. Эти зайцеобразные крайне чувствительны к изменениям окружающей среды. По приблизительным данным за 1990-е годы в Китае насчитывалось около 2000 особей, но за последние 30 лет популяция сократилась на 70%. Причиной тому стали не только климатические аномалии, но и захват человеком лесных угодий в сельскохозяйственных целях.