National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

В океанах стало в два раза меньше морских обитателей

WWF
16 сентября 2015
/upload/iblock/7b1/7b10c906171228e0b8f2b413ebf0f898.jpg
Фото: Mike Johnston/Flickr.com
/upload/iblock/272/2727c161af540f43fa139f114c0f4a92.jpg
Фото: Ольга Олейникова
/upload/iblock/0fa/0faf473145ce6aae90a8f6b60bb40d17.jpg
Фото: Юлия Беликова
/upload/iblock/7d9/7d964315fe3fc5de02219c84b4140ce9.jpg
Фото: Дмитрий Старостенков
За последние 40 лет количество морских видов в океанах планеты сократилось на 49 процентов из-за деятельности человека. Такие цифры приводит одно из самых обширных исследований морской фауны.
Всемирный фонд дикой природы выпустил доклад Living Blue Planet Report, оценивающий состояние экосистем мирового океана. Согласно опубликованным данным, в период с 1970 по 2012 год количество обитателей океана (млекопитающих, птиц, рептилий и рыб) в мире сократилось на 49%. Быстрее всего численность морских животных сокращалась в период с 1970 по 1980 годы. В следующее десятилетие ситуация в целом стабилизировалась, однако в разных регионах цифры менялись по-разному. Если в северных широтах число животных стало расти, то в тропических и субтропических продолжился спад. Количество видов промысловых рыб в период с 1970 по 2010 год сократилось на 50% – до 492 видов. При этом 459 из них находятся под угрозой исчезновения из-за коммерческого лова, изменения климата, деградации или потери мест обитания. Очень плохо обстоит ситуация со скумбриевыми (тунец, макрель, скумбрия, пеламида): за указанный период их численность сократилась на 74%, и улучшения ситуации пока не намечается. Главная причина сокращения количества видов морских животных, а также их численности – человеческая деятельность. Это, в том числе, перелов морских ресурсов. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), на грани истощения находятся 29% мировых рыбных запасов. Еще 61% уже полностью истощен, и не имеет возможности восстановиться.
"Возможности океана не беспредельны, и наши действия даже за тысячи километров от морского побережья серьезно влияют на здоровье и продуктивность моря, - говорит Константин Згуровский, руководитель морской программы WWF России. - Например, в результате выбросов СО2 повышается кислотность морской воды, что приводит к разрушению скелетов морских организмов: кораллов, моллюсков и даже планктона". Негативное воздействие на экосистемы океана оказывает также развитие добывающей промышленности, освоение и загрязнение прибрежных территорий и морей. Главным загрязнителем являются сточные воды. Кроме того, ежегодно в океан попадает 8 миллионов тонн пластика. В России еще одним мощным фактором загрязнения морей являются нефтеразливы: по оценкам WWF России, ежегодно в моря попадают 500 000 тонн нефти. При этом экономика большого числа стран во многом зависит от здоровья океана и от его ресурсов. Около 10-12% населения Земли живут за счет рыболовства и аквакультуры. Для 3 миллиардов человек рыба является основным источником животного белка. Моря дают человеку не только продукты питания, но еще и энергию, лекарства, сырье.