Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

В результате разлома тектонических плит в Африке появится новый океан

Михаил Сысоев
22 июля 2020
Афарский разлом
Это может произойти через 5-10 миллионов лет.

Новые данные спутниковых снимков указывают на то, что африканский континент распадается на части. По словам ученых, на это указывает разлом в Афарском регионе в Восточной Африке, который находится на стыке трех тектонических плит: Сомалийской, Аравийской и Нубийской. Авторы нового исследования указывают, что в конечном итоге это приведет к созданию океанического бассейна в Африке через миллионы лет.

По словам Кристофера Мура из Университета Лидса в Великобритании, это единственное место на Земле, где исследователи могут изучить механизм превращения континентального разлома в океанский разлом. Ученые считают, что новый океан Африки появится как минимум через пять-десять миллионов лет.

Исследователи выяснили, что тектонические плиты удаляются друг от друга со скоростью до полутора сантиметров в год. О будущем распаде континента уже свидетельствует разлом длиной 56 километров, который образовался в 2005 году. О смещении тектонических плит еще много неизвестно, в том числе остается вопросом, что заставляет континент раскалываться.

По одной из версий, это происходит из-за огромного шлейфа перегретых горных пород, поднимающихся из мантии под Восточную Африку. «Мы пытаемся понять соломинку, которая ломает спину верблюда», — говорит соавтор исследования Синтия Эбингер, геофизик из Университета Тулейн в Новом Орлеане.

Эбингер провела многочисленные полевые исследования в регионе Афар, в Эфиопии. По ее словам, это место представляет собой «ад Данте». Дневные температуры здесь часто достигают +55 °C, а ночью температура не падает ниже +30 °C.

Эбингер считает, что нарастающее давление от восходящей магмы может спровоцировать взрывные события, наблюдаемые в регионе Афар. Она сравнила такой сценарий с переполнением воздушного шара и созданием такого большого напряжения на внешней поверхности, что не потребуется много усилий, чтобы снять давление и заставить шар взорваться.

Каждая граница плиты в районе Афар движется с разной скоростью, но объединенные силы этих разделяющихся плит создадут систему хребтов, где в конечном итоге образуется новый океан.

Узнайте, зачем ученый NASA вырастил редис в суровых условиях.