Журнал №190, июль 2019

15 июля 2015
/upload/iblock/948/948018791636228ecda7d6673d72dccd.jpg
Фото: Олег Гордеев
/upload/iblock/e25/e25b8e0ce7dedc07d4fde95423ee286e.jpg
Ошибочно полагать, что еж может стать домашним животным.
Фото: завитушка
/upload/iblock/4ce/4ceeb761ed1c1169acccfa661a499db9.jpg
Фото: Сергей Коляскин
/upload/iblock/ed7/ed7cac267f2e9d7e8414ce2b3efcb7bd.jpg
Фото: Никита Дугинов
/upload/iblock/43b/43beb3bc3038e049e5800ef323d98880.jpg
Фото: Наталья Баранова
Не только в парках, но и на улицах Санкт-Петербурга все чаще попадаются обыкновенные ежи (Erinaceus europaeus). Ученые предупреждают, что эти животные к городским условиям не приспособлены и потому могут погибнуть.
Появление диких животных в крупных городах – явление нередкое. В Берлине можно встретить кабанов, в Чикаго живут койоты, по Мумбаи бродят леопарды… Человек захватывает все больше территорий, принадлежавших когда-то природе, и представителям фауны приходится к этому адаптироваться. Некоторые из них уходят в последние не тронутые цивилизацией места, а некоторые учатся выживать в новых условиях. С многочисленными ежами, которых этим летом встречают в Санкт-Петербурге, ситуация иная. Специалисты из Ленинградского зоопарка поясняют, что это вообще сезонное явление. С наступлением тепла люди выезжают на природу и дачи, видят там ежика и решают взять его в город как домашнего питомца. Однако они не учитывают тот факт, что еж – полностью дикое, не приспособленное к квартирным условиям животное. В светлое время суток он будет спать, зато ночью выйдет на охоту, сильно шумя и топая. Молоко или мясо из магазина – это неподходящая еда для ежа; и, наконец, этот милый зверек наполняет жилище достаточно неприятными запахами. «Разочаровавший» хозяев еж оказывается на улице: везти его обратно в лес большинству людей уже лень.
Городская среда является для ежей враждебной. Несколько дней назад еж был замечен на проезжей части одной из крупнейших автомагистралей Петербурга; к счастью, люди вовремя заметили его, остановили машины и перенесли заблудившегося зверя подальше от машин. Однако парки не могут стать постоянным местом обитания лесных ежиков: кусты не укроют их от собак; кроме того, на этих территориях животным не найти места для зимней спячки. Важной проблемой становится и поиск пропитания. Являясь всеядными животными, ежи отдают предпочтение насекомым и гусеницам, а в необходимом количестве в городе их не найти. Они также могут есть мышей и растительную пищу, но для этого им придется выходить в места, где легко встретить человека: к домам и помойкам. В совокупности всех этих факторов у ежей нет шансов дожить даже до ближайших заморозков. Зоологи напоминают, что вырывать представителей фауны из их естественной среды обитания не следует. В случае, если еж попался на глаза в городе весной и до июля – лучше выпустить его в том же месте, где он и был найден: это может быть самка, у которой поблизости есть гнездо. Но если такая встреча состоялась в середине лета и позже – животное необходимо отнести в лес либо в реабилитационный центр, или же обратиться в Комитет природопользования. Узнайте о ежах больше; прочтите о том, как койоты освоились в Чикаго.