Журнал №192, сентябрь 2019

В тихом омуте

Текст и фотографии: Андрей Каменев
11 июля 2012
/upload/iblock/882/882ffc0df8f77be27317ce66d1a21b73.jpg
Из болотной ряски выглядывает молодая лягушка.
/upload/iblock/cbf/cbfb23abf3d46abaa768b2d4ffe308fd.jpg
Как только весеннее солнце начинает прогревать воду, дно водоема зарастает метровыми водорослями.
/upload/iblock/5d7/5d70bafd969752a1d64d12695eb736f0.jpg
Личинка типичного жителя водоемов жука-плавунца – страшный хищник, вооруженный мощной и острой передней парой челюстей, мандибул.
/upload/iblock/e9e/e9e90271aabd4d6bf02b8450723a141c.jpg
Со своей жертвой, которая может быть в разы крупнее, личинка жука-плавунца поступает следующим образом: через проколотые дырки впрыскивает ядовитый секрет слюнных желез и растворяет внутренности, чтобы затем их высосать.
/upload/iblock/5ac/5acd2737b610397788eaad3f89a49b6c.jpg
У тритона, который переселяется в водоем в период весеннего спаривания, плохое зрение. Это мешает ему охотиться на проворную живность. Зато амфибия обладает способностью менять окраску, как хамелеон. Она помогает тритону спрятаться от водяных хищников.
/upload/iblock/679/6793eec3d88684a8e58c209f1e7b368b.jpg
Пресноводная гидра – родственница морских полипов. К растению ее тело-стебелек прикрепляется специальной подошвой, а щупальцами на макушке она захватывают пищу: водяных блох, мелких личинок.
/upload/iblock/677/677383c6836dba9615053501a2922d13.jpg
Водяной скорпион (на фото) дышит атмосферным воздухом через специальную трубочку, а личинка стрекозы – кислородом, проходящим через жабры (следующее фото).
/upload/iblock/ef8/ef84d6469e37fa70bfda7527b330b00a.jpg
Водяной скорпион (предыдущее фото) дышит атмосферным воздухом через специальную трубочку, а личинка стрекозы – кислородом, проходящим через жабры (на фото).
/upload/iblock/d15/d15b8ffa9d882f05732c649c3ca744b5.jpg
К лету, когда крупные водоросли густо зарастают тиной, на дне даже самого скромного среднерусского водоема можно обнаружить совершенно фантастические ландшафты.
/upload/iblock/5cf/5cfa21ad30272972a5d4d9867c3696f8.jpg
Озеро Глубокое в Рузском районе Московской области – ледникового происхождения. Глубина его достигает 32 метров. У заболоченных берегов Глубокого можно обнаружить все разнообразие болотной растительности.
/upload/iblock/a1c/a1cbe0c1b8a7dfdd8583e72302ae9ff9.jpg
Белая кувшинка – длиннокорневищный травянистый многолетник, растущий на глубине до двух метров в прудах, озерах и заводях рек с медленным течением. Своим цветением в июне и июле она преображает болотный пейзаж.
Фото: Андрей Каменев
Жизнь болота скудна лишь для непосвященного. Разнообразием флоры и фауны болото даст фору любой другой экосистеме планеты.
При слове «болото» на ум сразу же приходят чавкающая жижа с чахлой растительностью и серным запахом да рассказы о кикиморах, заманивающих заплутавших путников в свою непролазную топь. Многие годы в России отношение к болотам было резко отрицательное: их осушали, с ними боролись. А между тем любой специалист вам скажет: болото играет исключительно важную роль в биологическом балансе планеты. Эта «полувода-полусуша» служит прибежищем для многих животных и перелетных птиц. В ее мутных водах рождаются и «взрослеют» древнейшие обитатели Земли – амфибии и насекомые. Экосистема болота полна парадоксов и неожиданностей. Как ни странно это звучит, там где болото – там жизнь. Чтобы убедиться в этом, надо только влезть в высокие сапоги и отправиться к ближайшему от дома водоему. Лучше всего это сделать весной, когда природа оживает. Свадьбы на воде. Ближе к концу апреля их устраивают жабы. Будучи наземными животными, раз в году они приползают к воде, чтобы выполнить свой долг перед природой. Самцы нетерпеливы настолько, что бросаются на первую же попавшуюся самку прямо на берегу, а та покорно тащит «жениха» на своем горбу к воде, где и происходит жабья свадьба. Страсти утихают где-то через неделю – и жабы начинают откладывать в воду метровые, словно елочные, гирлянды яиц. Самцы им в этом помогают, а затем несколько раз поливают яйца семенем. И только после этого жабы выбираются на сушу, где и живут до следующей весны. Вылупившиеся из яиц головастики, став через десять недель взрослыми, тоже покидают воду. Прощай, болото!
Спешат к топкой трясине для спаривания, покинув свои зимние «квартиры» на суше, и похожие на крохотных дракончиков тритоны. Ко дню свадьбы они обретают подобающий событию нарядный вид, из черного невзрачного комочка превращаясь в существо апельсинового цвета с пятнистым брюшком и перламутровым хвостом. Самцы вдобавок обзаводятся великолепным гребешком на спинке. Самому процессу спаривания этих амфибий предшествует целый ритуал. Самец кружится возле самки – тычется в нее мордочкой, трется носом о ее хвост, и этот танец может продолжаться часами и даже днями. Интересно наблюдать за кладкой яиц тритонов, за тем, как самка осторожно и заботливо носит каждое из них по одному на листья подводных растений. Царство насекомых. Их на болоте видимо-невидимо. И это в первую очередь, конечно, комары, откладывающие яйца везде, где есть вода. Личинки некоторых видов – настоящие хищники, как, например, совершенно прозрачный комар хоаборус, за что его еще называют комаром-призраком. Его присутствие выдают лишь два черных глаза, которые будто сами по себе двигаются в воде, да темные мешочки с воздухом у переднего и заднего концов тела, держащие насекомое на плаву. На голове у личинки что-то вроде бороды. Неустанно тряся ею, комар «вычесывает» из воды всякую микроскопическую живность, которой на болоте в избытке. Не уступает в плотоядности комару-призраку и другое болотное чудище – личинка стрекозы с пятью глазами и восемнадцатью ушами. Ее оружие – длинная складывающаяся нижняя губа с двумя острыми коготками, которую личинка молниеносно выбрасывает, вонзая в жертву. Затем быстро сворачивает, словно вилкой отправляя добычу в пасть. Но на всякого хищника найдется хищник и покрупнее. Как от него спасается личинка стрекозы с ее слабыми ножками? Задняя часть ее кишечника заполнена водой. При опасности мощным сжатием мышц она выбрасывает из себя сильную струю воды, словно ракета, и устремляется вперед с реактивной скоростью. По душе болото и клопам – их больше всего из обитающих там насекомых. Тут и безобидные травоядные клопики, и быстрые грозные хищники, мощными ударами ног-весел настигающие добычу, и мастера мимикрии клопы-гладыши, часами поджидающие плывущего мимо глупого малька. Вот куда, оказывается, надо идти за острыми ощущениями – в самое заурядное болотце. Там есть на что посмотреть!