Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
В царстве акул и черепах: повесть о двух островах
Текст: Кеннеди Ворн
21 апреля 2014
/upload/iblock/c7d/c7d6f995171af997f9fc1819e20e15a8.jpg
Галапагосские акулы, хоть и названы в честь островов, предоставивших Дарвину возможность проследить эволюцию, встречаются вокруг тропических океанских рифов по всему миру. Почти все акулы в заповедной лагуне Бассас-да-Индия – галапагосские. Лагуна своего рода питомник для этого вида.
/upload/iblock/3d7/3d79831d9584d003c250404bf882e384.jpg
Молодые галапагосские акулы толкают носом камеру. Окрестности рифов обоих островов – эталон нетронутой прибрежной экосистемы. «Все, что я вижу в остальных частях Индийского океана, – сплошное разорение», – сетует фотограф Томас Песчак.
/upload/iblock/bb4/bb49b57691f1a797554ce15011f3f108.jpg
Бассас. По всей вероятности, лагуна служит убежищем для молодых галапагосских акул, защищая их прежде всего от взрослых сородичей.
/upload/iblock/30c/30c1d2b9fe0ea2467e62a5304ac48e45.jpg
Мало кто из дайверов исследовал рифы вокруг острова Европа, который омывают воды Мозамбикского пролива, известного мощными водоворотами, извилистыми течениями и фантастическим прибоем.
/upload/iblock/66e/66e83a86d5dcfe554ec43b33a283b1e1.jpg
Европа. Ухаживание черепах, сводящееся к толчкам и укусам, предшествует спариванию (оно может длиться несколько часов), когда самец с помощью когтей на плавниках и хвосте прицепляется к панцирю самки.
/upload/iblock/150/150ea323fdb752c234081b02242b7c16.jpg
Здесь процветает неразборчивость в отношениях, и обуреваемые страстью самцы так и норовят сбросить соперника с панциря самки.
/upload/iblock/3f2/3f2456b53aecb741c8ef8ab6bc2810f8.jpg
Миссия завершена, и две зеленые черепахи расходятся на рифовом мелководье каждая по своим делам.
/upload/iblock/755/755c6dac424eff1ff99ecea960dcc2e7.jpg
Зажатая в объятьях партнера самка зеленой черепахи скользит сквозь темно-синие воды близ атолла Европа. Молодой коралловый риф – территория размножения этого исчезающего вида.
Фото: Томас П. Песчак
Одно из двух крохотных французских владений, притулившихся между Мадагаскаром и Южной Африкой, – место спаривания зеленых черепах. Другое – пристанище галапагосских акул.
Представьте себе два танцующих валуна: секс у зеленых черепах выглядит примерно так же. Две громадины, похожие на борцов сумо, сцепившись панцирями, безмятежно фланируют в кристально чистых водах кораллового рифа. Этот риф опоясывает остров Европа у юго-западного побережья Мадагаскара, и именно здесь более 10 тысяч самок зеленых черепах ежегодно собираются для спаривания, чтобы потом выйти на берег и отложить яйца. Репродуктивная стратегия зеленых черепах известна как «полигамия с прямой конкуренцией». Вместо того чтобы тратить энергию на защиту территории, самцы стараются найти свободную самку или разбить уже образовавшуюся пару. С помощью мощных когтей на плавниках и хвосте самец цепляется за панцирь самки. Конкуренты пытаются скинуть счастливого любовника с его «пьедестала», нанося ему побои, кусая и порой раня обоих партнеров.
Острова Европа и Бассас-да-Индия – едва ли не последние уголки здоровой морской экосистемы в западной части Индийского океана.
Бывает, что самец цепляется за панцирь уже взгромоздившегося на самку соперника. «Это не дает партнеру номер два никаких шансов», – отмечает морской биолог Уоллес Николс. Николсу доводилось видеть, как за одну самку цепляется сразу четыре самца. «Учтите, что речь идет о 180-килограммовых морских черепахах – это настоящий цирк», – говорит он. Мало кому доводилось видеть черепаший цирк Европы. Этот остров – заповедник, воды которого строго охраняются. Наряду с соседней группой островков Бассас-да-Индия он относится к островам Эпарсе (Разбросанные) – пяти кусочкам суши, окружающим Мадагаскар. Эпарсе находятся под управлением Франции. Оно оспаривается Мадагаскаром и другими соседними государствами, но для Франции это вопрос стратегический. Площадь островов Эпарсе всего 44 квадратных километра, но их общая исключительная экономическая зона в 15 тысяч раз больше – это водное пространство, почти равное всей французской территории. Франция борется с браконьерством: незаконной рыбной ловлей и добычей черепах. На нескольких островах, включая Европу, постоянно присутствуют военные подразделения и жандармерия, а воды патрулируют военные корабли. Хотя Европа и Бассас-да-Индия расположены неподалеку друг от друга в самом центре Мозамбикского пролива, эти острова совсем не похожи. Европа поросла кустарником, это не только место гнездования черепах, но и территория, на которой в брачный период собирается до миллиона пар морских птиц. Бассас – едва различимый над поверхностью воды атолл с кишащей акулами лагуной площадью с Манхэттен. Эти острова – едва ли не последние уголки здоровой морской экосистемы в западной части Индийского океана, заповедники дикой природы в разоренных морях. «На первый взгляд может показаться, что эти места ничего собой не представляют – просто маленькие точки на карте, – говорит морской биолог Томас Песчак, делавший фотосъемку для этой статьи. – Но стоит вам погрузиться в здешние воды, и вы пропали». Острова расположены в той части океана, где опасные течения и водовороты веками бросали вызов мореплавателям. Сегодня морские биологи нашли способ исследовать эти территории, не выходя в море. Поскольку существует тесная экологическая связь между морскими птицами и подводным миром, птиц можно использовать в качестве посредников при изучении таких обитателей открытого моря, как, например, тунец. Этот бороздящий океаны охотник выгоняет к поверхности добычу, часть которой достается птицам. Олуши и крачки образуют низко летящие стаи, выслеживающие морских обитателей у самой поверхности воды. Охотники веером взлетают со своих гнездовий, не упуская друг друга из виду, всегда готовые к тому, что кто-то из стаи заметит добычу. Другие хищные птицы, в свою очередь, поднимаются высоко в небо, чтобы обозревать всю панораму и выслеживать самих охотников. Чемпионы по набору высоты – фрегаты. Эти воздушные акробаты парят на теплых потоках воздуха, взлетая на километровую высоту, откуда открывается вид не только на морскую поверхность, но и на птиц, летящих «этажом ниже». Замечая стаю олушей или крачек, фрегат получает сигнал к действию и устремляется вниз на своих огромных – до двух метров в размахе – угольно-черных с изломом крыльях, чтобы выхватить из волн кальмара или поймать в воздухе летучую рыбу. На Бассас-да-Индия нет деревьев, на которых могли бы гнездиться птицы, и нет прибрежной полосы, где черепахи могли бы отложить яйца. Бассас – молодой коралловый остров, формирование которого продолжается. Формируется он на основе вулкана – подводной горы, поднявшейся в результате извержения с трехкилометровой глубины. С воздуха он похож на синюю тарелку с выщербинкой на северо-востоке. В отличие от Европы, с ее мангровыми зарослями и мелкой лагуной, пересыхающей во время отлива, на Бассасе нет ни травинки, а лагуна достигает 14 метров в глубину. В этом гигантском тропическом аквариуме полно молодых акул, практически все они – галапагосские. Представители этого вида довольно часто встречаются у берегов тропических островов, но мало где их можно видеть в таких количествах, как здесь. Бассас-да-Индия предоставляет биологам уникальную возможность для изучения этого нещадно эксплуатируемого вида: тут можно наблюдать за процветающей молодой популяцией. Во время отлива на Бассас-да-Индия виднеются якоря кораблей, разбившихся о рифы столетия назад. В 1585 году в темноте напоролось на риф и раскололось пополам 900-тонное португальское судно «Сантьяго». Погибло более 400 человек, а несметные сокровища – золото, серебро и драгоценности – с нижней палубы корабля канули в бездну. В 1970-х дайверы отыскали часть сокровищ: серебряные монеты, бронзовую пушку, ювелирные украшения, астролябию. Но это сущие пустяки по сравнению с истинными богатствами островов Бассас-да-Индия и Европа. И богатства эти – не клады с древних затонувших кораблей, а разнообразие видов, процветающих на крошечных кусочках суши.