National Geographic №194, ноябрь 2019

/upload/iblock/1b1/1b1d3a760ad4d27f8d9e25c0c87562df.jpg
Фото: Dan Century/Flickr.com
/upload/iblock/30a/30a8738a88e580ef295cd62b2434dc4e.jpg
Фото: annie/Flickr.com
Свыше 500 мечехвостов погибли на побережье японского города Китакюсю. Подобное отмечается уже не в первый раз, а с учетом использования мечехвостов в блюдах азиатской кухни этих животных вскоре может вообще не остаться на планете.
Меростомовые (Merostomata) - класс членистоногих из подтипа хелицеровых (Chelicerata). К этому классу относятся преимущественно вымершие животные; исключение составляют мечехвосты (Xiphosura). При этом их внешность с доисторических времен практически не изменилась. Мечехвосты, достигая в длину до 60 см, обладают хвостовым шипом, расположенным на заднем конце тела, а также массивным спинным щитом, похожим на копыто лошади. Известно лишь четыре современных вида мечехвостов, представители которых обитают в тропических морях Юго-Восточной Азии и Атлантического побережья Северной Америки. Значительно большее число видов описано по окаменелым останкам, наиболее древние из которых известны из ордовикских отложений. Большую часть года мечехвосты живут в воде на глубинах 10—40 метров. Половой зрелости они достигают на 9—12 году при общей продолжительности жизни до 20 лет. В период нереста половозрелые особи мигрируют на песчаные пляжи, осушаемые во время отлива. Самец цепляется за опистосомальный щит самки, в то время как она выкапывает в грунте ямку, в которую откладывает от 200 до 1000 яиц диаметром до 1,5—3,5 мм. После этого самец осеменяет яйца, и их дальнейшее развитие протекает в толще грунта. Во время сезона размножения может гибнуть 5-10% от общего числа взрослых мечехвостов, но сейчас ученые фиксируют тенденцию к росту этого показателя. Характерным оказался недавний случай, о котором сообщила японская газета The Asahi Shimbun. На побережье возле города Китакюсю на острове Косю, куда около 2500 мечехвостов ежегодно приходят для размножения, за лето 2016 года было найдено 490 мертвых особей – то есть 20% от общего числа. Между тем за все годы наблюдений среднее количество погибших не превышало 60. Это заставляет ученых бить тревогу, но причина массовой гибели мечехвостов пока не установлена. Возможными факторами могли стать повышение уровня моря и дефицит кислорода в воде из-за глобального потепления, а также недостаток пищи. Пока специалисты ищут ответы, мечехвосты гибнуть по всей планете: в частности, в Индии, где обитает два из четырех видов мечехвостов, за последние годы увеличился процент погибших на побережье. Международный союз охраны природы внес мечехвостов в список видов, находящихся на грани исчезновения – в первую очередь из-за потери среды обитания. Но немалую угрозу для них несет и человек. В частности, в Японии и США из мечехвостов изготавливают удобрения и корм для домашних животных, а в некоторых странах Азии их используют в пищу. Экологи призывают прекратить эту практику: с учетом стремительного снижения численности мечехвостов этот вид действительно вскоре может исчезнуть с лица Земли. Узнайте, какие растения и животные оказались на грани вымирания.